Песня о лицемерии

Вызвавший скандал выбор гражданки Украины Анастасии Приходько с песней грузинско-эстонского авторства и украинским припевом в качестве участницы конкурса «Евровидение» в Москве от России оказался невольной, возможно, даже подсознательной, попыткой российской власти оправдаться за свою политику в отношении ряда постсоветских государств перед Европой. Попыткой, если вдуматься, достаточно лицемерной.

Последние два десятилетия, после распада соцлагеря и разрушения Берлинской стены, конкурс «Евровидение», изначально замышлявшийся как сугубо культурное мероприятие, призванное символизировать «дружбу народов Европы», вообще не имеет особого отношения к музыке и поп-индустрии.

Ведущие поп-державы Старого Света – Великобритания и Франция – присылают туда откровенно отстойных исполнителей, а само голосование за песни окончательно стало показателем активности диаспор, а также картой взаимных политических симпатий и антипатий государств континента. Однако московское «Евровидение» оказалось вплетено в еще более скверный политический контекст: впервые после распада СССР Россия вела войну против одной из бывших советских республик и в одностороннем порядке изменила ее географические границы, не получив в этом поддержки ни от других постсоветских государств, ни от Европы. А Грузия с Украиной, мягко говоря, не без активных усилий российской власти оказались чуть ли не главными нашими внешнеполитическими врагами.

И вот Россия проводит относительно популярное европейское мероприятие в своей столице. Проводит его рупор кремлевской пропаганды — Первый канал. Все последние годы Первый по очереди с другим рупором – каналом «Россия» – превращал трансляции «Евровидения» в истерические политические шоу с ура-патриотическими воплями вроде «наших бьют» и «мы круче всех». Он раздувал на пустом месте скандал вокруг конкурсной песни равно популярной в Украине и России Верки Сердючки из-за невинных слов припева «Раша, гуд бай». Иными словами, превращал музыкальный конкурс в PR-акцию «величия России», в полном соответствии с «линией партии и правительства».

Итак, в наш национальный конкурсный отбор уже после оглашения списка финалистов попадает гражданка Украины, устроившая, кстати, публичный телескандал из-за непопадания в финал украинского отбора. Причем именно она у нас в итоге побеждает — как бы «назло Украине». Разумеется, автор песни и продюсер Приходько Константин Меладзе, хотя имеет грузинские корни, хотя живет в Киеве, является активнейшим игроком именно российского поп-рынка. Та же Настя Приходько выиграла российскую «Фабрику звезд-7».

Советская эстрада в определенном смысле вообще не умерла — это то немногое советское, что у нас осталось от СССР. Россия — столица постсоветской поп-индустрии и только страны Балтии еще могут пытаться пробиваться на европейский поп-рынок.

А теперь посмотрите, как все удачно сложилось: в Москве за Россию поет гражданка Украины с песней грузина на стихи эстонки. И словно уже даже неважно, что мы только что воевали с Грузией и теперь строим военные базы на ее территории. Что последние четыре года мы откровенно гнобим украинскую власть, а также совместными с ней усилиями ставим на уши всю Европу нескончаемыми газовыми войнами. Что из-за переноса памятника Бронзовому солдату в Таллине из центра города на мемориальное кладбище российская политическая элита билась в истерике несколько месяцев, не вспоминая ни словом о десятках заброшенных годами памятников героям Великой Отечественной в собственной стране.

Правда, злые языки стали утверждать, что девушка Настя Приходько националистка и даже пела осанну Гитлеру в телеэфире. Но наша пропаганда, как и наша репутация, давно не боится таких издержек. Как пелось в советской песне, «мы за мир, за дружбу, за улыбки милых, за сердечность встреч». Хотя наш «бронепоезд» постоянно на «запасном пути», а время от времени так и норовит выкатиться на основной.

Этот выбор для московского «Евровидения» сильно напоминает знаменитые советские хороводы на правительственных концертах, когда танцоры в национальных костюмах всех пятнадцати «братских советских республик» должны были символизировать «дружбу народов».

Будто не было в СССР массовых репрессий по национальному признаку и массовых депортаций. Советская власть настраивала против себя целые народы внутри империи. Теперь то же самое делает наследующая ей в амбициозных геополитических глупостях власть российская.

Разумеется, СССР, как и царская Россия, как и Россия постсоветская, это многонациональные страны, и между очень многими людьми разных народов в каждой из этих стран были самые теплые, дружеские, искренние отношения. Но это не отменяло и вековой вражды между разными народами (генетическая память самая цепкая и плохое помнит, увы, лучше, чем хорошее), а уж политика подливания масла в огонь была и остается нашей визитной карточкой.

России, увы, без разницы, что замечательный, заслуженно любимый миллионами ее граждан грузинский актер и певец Вахтанг Кикабидзе после войны в Грузии отказался от российского Ордена Дружбы (и тут орден вместо реальной дружбы). А сейчас написал песню «Разочаровали», куда более «антироссийскую», чем невинная танцевальная «We Don't Wanna Put In», которую мы сумели не допустить от Грузии на московское «Евровидение». Что хотя украинские рок- и поп-музыканты вполне логично «пасутся» на нашем до кризиса самом «бабкоемком» рынке шоу-индустрии, российская власть своей политикой продолжает настраивать наш народ против украинского народа.

Разумеется, мы можем сказать им — «пойте у себя». Только тогда не надо делать вид, что мы центр притяжения для постсоветских государств, а Москва – столица «дружбы и тепла».

России, заигравшейся в суровую империю, надо учиться быть действительно доброй, дружелюбной и открытой миру. А не делать вид, будто мы миротворцы и интернационалисты, выбором конкурсантки на «Евровидение», по злой иронии судьбы оказавшейся не меньшей националисткой, чем большинство людей, правящих Россией.

Семен Новопрудский

Газета.Ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе