Живее всех живых

Герои сериала "Остаться в живых" переиграли самого Барака Обаму. Как им это удалось?

"Лостиз", как называют себя фанаты сериала, празднуют победу. Еще бы, ведь им удалось заставить самого президента США уважить их и поменять дату ежегодного послания "О положении дел в стране". Первоначально спич намечался на 2 февраля, но сотни тысяч поклонников сериала извергли в онлайне коллективный вопль протеста - именно на эту дату была назначена трансляция первого эпизода "Остаться в живых". Стихийно сформировалось несколько протестных онлайновых групп, самые крупные на социальных сетях Facebook и Twitter. "Меня больше интересует положение на острове, чем положение в стране" - такой "пост" вывесил один из разъяренных пользователей.  

Этот вопль услышали в Белом доме и решили не портить отношения с миллионами "диванных картофелин" (couch potatoes). Так в Америке называют заядлых телезрителей. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс объявил, многозначительно улыбаясь, что президент Обама не намерен обижать любителей сериала "Остаться в живых" и перенес выступление на другой день. Тут же по всему Интернету распространился слоган дня: "Диванные картофелины правят страной".

Заявленный как последний, шестой сезон "Остаться в живых" (он же - Lost, он же, в кустарном переводе на язык русского Интернета, "Пропавшие") стартовал на Первом канале практически одновременно с американской премьерой. Что называется, с пылу с жару. Это первый на сегодня случай в истории отечественного телевидения, когда герои иностранного телепродукта почти сразу (с опозданием в пять дней) заговорили по-русски. И отнюдь не единственный, что выделяет проект из общего сериального мейнстрима. Попытаемся разобраться в феномене "Остаться в живых".

Первое, что приходит на ум, - это самый рейтинговый телесериал. Премьерная серия шестого сезона собрала у экранов 12 миллионов 100 тысяч зрителей в США. Шутка ли? Аудитория размером с население штата Иллинойс. "Поверьте на слово, - сказали "Итогам" в Дирекции общественных связей Первого канала, - "Остаться в живых" - самый популярный сериал в мире". Однако сухие цифры не столь однозначны. Величайшее достижение "Остаться в живых" осталось за пилотом второго сезона в 2005 году - его посмотрело 23 миллиона 500 тысяч американцев. И этот "рекорд" позволил сериалу выбиться лишь на третье место в мировом топе, уступив "Месту преступления" и "Отчаянным домохозяйкам".

Сегодня рейтинги "Остаться в живых" позволяют сериалу держаться на плаву, но аудитория постепенно редеет. В этом нет ничего удивительного. Ведь сначала авторы планировали не более трех блоков. После нескольких продлений контракта с каналом сценарий пришлось искусственно растягивать. В итоге чересчур закрученная интрига "Остаться в живых" может свести с ума кого угодно. Мыслящий дым, полярные медведи (это на тропическом-то острове), пророки-невидимки, путешествия в пространстве и времени, намеки на вмешательства языческих богов. Так называемое вертикальное программирование, принятое на американском телевидении (серия - мини-фильм демонстрируется раз в неделю), тоже не способствует "усвоению материала" - за неделю перипетии выветриваются из головы, нарушая целостную картинку.

Что, если не рейтинги, выделяет "Остаться в живых"? Может, все дело в бюджетном размахе, заставляющем вспомнить о Голливуде? Еще бы - ни на самолеты, ни на спецэффекты денег не жалеют. Да и снимают картину не на фоне студийного экрана, а на настоящем гавайском острове Оаху. Там сегодня, кстати, самый ходкий сувенирный товар - куклы сериальных персонажей, их продают по 25 долларов за штуку. Мэтью Фокс, исполнитель одной из главных ролей доброго, но нервного доктора Джека Шепарда, вошел в сонм самых высокооплачиваемых сериальных актеров США - он получает более 200 тысяч долларов за серию. Производство каждой серии обходится в среднем в 10 миллионов долларов. В сезоне их от 14 до 25. Путем нехитрых вычислений получаем, что один сезон Lost стоит как топовый киношный блокбастер: от 140 до 250 миллионов долларов. Затраты, конечно, сумасшедшие, до недавнего времени считавшиеся на ТВ немыслимыми. "Остаться в живых" действительно совершил бюджетную революцию. Однако сегодня ему приходится довольствоваться только званием первопроходца: стартовавший буквально через два месяца после Lost куда более "скромный" медицинский триллер "Доктор Хаус" обходится уже в 12 миллионов долларов за серию.

Еще один миф об "Остаться в живых" - это самый ходовой экспортный телепродукт. Картина была продана более чем в 180 стран мира. Не считая собственные телевизионные рынки, коих в Америке более двухсот. Герои "Остаться в живых" говорят и по-французски, и по-нижегородски. Однако все тот же сумрачный гений Хаус просватан уже на 250 территорий по всему миру. А его ближайшие соперники - "Место преступления. Лас-Вегас" и "Место преступления. Майами". Зрителей, как и во все времена, в первую очередь волнуют собственное здоровье и безопасность, а не далекие от реальности проблемы.

Что в итоге? Не самый рейтинговый, не самый дорогой, не самый продаваемый телепродукт. Безусловно, "в плюс" сериалу идут и мощный актерский состав, и изрядная доля совсем ненаучной фантастики, и мистическая подоплека, и прочие кинематографические удовольствия высшего пошиба. "Мне кажется, феномен "Остаться в живых" - в его героях, - сказала "Итогам" прозаик Ольга Славникова. - Незнакомые друг с другом взрослые люди, попавшие на остров, стали одной командой. Что общего может быть у врача, мошенника, сирийского палача, ботана-недотепы? А здесь они вынуждены ходить по джунглям с ружьями наперевес. Дружба - это главная ценность сериала". Но одного этого явно недостаточно, чтобы вокруг ломалось столько копий.

Рискнем предположить, все дело в том, что мифологию сериала создавали искусственно. Авторы не только разработали сюжетную канву, но и изобрели новую форму раскрутки, так называемый вирусный маркетинг. Уже во время демонстрации первого сезона в Сети начали появляться загадочные сайты, на которых посетителям предлагалось поверить в реальность рассказываемой истории. Своя страничка нашлась у вымышленной авиакомпании Oceanic, у неких полуподпольных научных фондов, якобы занимавшихся изысканиями в океане, заработал сайт мистического островного концерна Dharma Initiative. Доверчивые зрители заказывали кружки и пиво с фирменными логотипами. Наблюдали за войной несуществующих хакеров, взламывающих сайты главных сериальных злодеев. И сочувствовали "специалисту по IT" из "компании Oceanic", пытавшемуся отыскать возлюбленную, летевшую рейсом 815 из Сиднея в Лос-Анджелес. На сайте до сих пор висит запись из его дневника, датированная 23 февраля неустановленного года: "Опять не спал. Что-то не складывается. Репортеры перестали звонить. Рейс 815 для них прочитанная книга. Они думают, что нашли все ответы. Я же не уверен ни в чем". Конечно, пользователи понимали, что являются участниками некоей сетевой игры. Но разворачивалась она по правилам подлинной жизни. В результате сегодня на какой торрент-сайт ни зайди - в топе скачивания он окажется обязательно. И кому какое дело, что первое место в Глобальной паутине вот уже несколько сезонов подряд уверенно занимают "люди-Х" из американского же сериала "Герои"? Ведь итогом остроумно разработанной раскрутки стало то, что название "Остаться в живых" вот уже несколько лет звучит чуть ли не из каждого утюга. Особенно заметно это сегодня, когда создатели объявили о завершении шестилетней эпопеи.

Неудивительно, что именно в такое "горячее" время Первый канал наконец решился на практически одновременную с Америкой трансляцию. Идея принадлежит лично Константину Эрнсту, который уже давно делает ставку на высококачественные западные телепроекты. "Условия работы по озвучанию картины приближены к боевым, - рассказали "Итогам" на Первом канале. - Мы получаем серию в четверг вечером, команда переводчиков и актеров вынуждена работать по ночам, чтобы успеть к воскресному эфиру. Демонстрировать его в другом формате, после окончания американской трансляции в мае, непродуктивно". Еще бы! Ведь поклонников сериала вряд ли можно заставить ждать. Если они не дождутся любимого сериала на экране телевизора, они тут же посмотрят его в Сети.


Нью-Йорк

«Итоги»
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе