«Зверобой» и зверский лик национализма

Все знают: отечественное «мыло» делится на две категории – плохое и очень плохое. Вроде бы и нужды нет выделять недавно дебютировавший на НТВ сериал «Зверобой» из общего потока грязной пены, что льется с экранов в наши дома. А все же придется выделить. Кое в чем его создатели умудрились отличиться.

Кто эти создатели, я, кстати сказать, понятия не имею. Начало включила случайно – уже после титров. Потом, кстати, поискала в сети их неизъяснимые имена. Обнаружила только интервью с лицедеем по имени Дмитрий Ульянов, заверившим, что герой его круче Джеймса Бонда, а Арнольд Шварценеггер, «положа руку на сердце», вообще не очень выдающийся актер. Трогательно, но мне-то хотелось узнать, кому мы обязаны сценарием.

Волею сценаристов между тем главный герой (почему-то «русский офицер», прошедший «горячие точки») уныло ругается со своей унылой тещей, уезжает на ночь глядя, а унылая его жена, в свой черед поругавшись, бросается его догонять вместе с малолетней дочерью. Но этому лучезарному семейному счастью не суждено длиться долго. В электричке на мирную семью «русского офицера» нападают… наркоманы? Пьяные? В аннотации к фильму скромно написано – «хулиганы», но на деле все оказывается значительно интереснее.

В городе N, где разворачивается действие, орудует банда «националистов», в которой состоит даже, страшно подумать, сын губернатора. Звероподобные взрослые дядьки произносят перед юнцами речи о том, каким злом было для Руси монголо-татарское иго. Наслушавшись этих речей, чернорубашечные младни идут патрулировать электрички. Жена главного героя кажется им «похожей на татарку». Воодушевленные этим роковым сходством, злодеи до потери сознания избивают офицера (хорош завсегдатай «горячих точек»), убивают его жену, а потом долго гоняются по вагонам за маленькой белокурой девочкой. От дальнейшего пересказа фильма, унавоженного не первой свежести мистикой, я читателя избавлю.

Итак, мыловары начали вносить свой вклад в «борьбу с национализмом». Раньше этого не замечалось. А теперь, стало быть, какой-то первопроходец либо финансирование под это дело выбил, либо решил выслужиться, но так или иначе уловил конъюнктуру. Скверный признак, даже очень. Попытаемся разобраться, чем же отличается реальность, в которой мы живем, от виртуальной, внушаемой нам через массовую культуру?

У нас есть русские националисты, весьма обеспокоенные массовым сходом кавказских народов с гор в города, а особенно возникновением в связи с этим этнических преступных группировок. Они же, как правило, протестуют против ввоза в страну дешевой рабочей силы (проще сказать штрейкбрехеров) из Средней Азии, связанным с этим ростом безработицы среди коренного населения, ну и опять же ухудшением криминогенной обстановки. Можно с ними спорить, можно доказывать, что этнических преступных группировок вообще не бывает, а труд гастарбайтеров необыкновенно полезен для экономики – но это уже совсем из другой оперы.

Националистов же, озабоченных давним и устоявшимся сосуществованием русских с татарами, у нас нет. Нет и статистики, подтверждающей, что женщинам татарской внешности опаснее ездить в позднее время в электричках, нежели женщинам внешности славянской, еврейской, жмудской и финно-угорской.

Однако не поспешим отрицать взаимосвязь давнего монголо-татарского нашествия с сегодняшним национализмом. Только вот незадача – националисты, озабоченные этой проблемой, не русские, а, напротив, татарские. Я не один раз писала о том, как группа новоявленных «историков» требовала посмертной расправы с трудами столпа отечественной науки – академика Б.А. Рыбакова. Дело о школьном учебнике истории Рыбакова-Преображенского (по которому мы все, между прочим, учились) прошло через два судебных разбирательства. Но, не дожидаясь решения суда, националисты анонсировали его на своих сайтах как «суд над лживыми учебниками». Впрочем, результат абсурдного иска был им самим ясен заранее – потому и спешили с хулой. Жаль только, что Министерство образования, выступавшее ответчиком, не возбудило встречного иска об оскорблении памяти двух ученых. Небольшое количество очень шумных маргиналов, требующих переоценки Батыева нашествия с минуса на жирный плюс, – это то, с чем мы сегодня действительно сталкиваемся. Не хочу в очередной раз перечислять одиозные имена: довольно, быть может, делать им рекламу. Всякий, приглашающий скандалистов на очередной эфир, должен отдавать себе отчет, что они-то и сеют раздор между русскими и татарами.

Заманчиво было бы предположить взаимосвязь между творцами сериала «Зверобой» и этой немогучей кучкой. Что и говорить, кино как раз в их вкусе. Сомневаешься, что город Козельск был стерт с лица земли исключительно ради русской пользы? Евпатий Коловрат для тебя – герой? Тогда ты фашист и, безусловно, завтра пойдешь убивать по электричкам девочек.

Но едва ли такая связь есть. Все гораздо проще и еще глупее. Просто идет очередная кампания в русле общеевропейской борьбы за толерантность, сообразно которой любое меньшинство всегда право в споре с большинством. Донашиваем идейный секонд-хенд с западноевропейского плеча. Вспомнился мне заодно и фильм французский, в той же мере ходульный. Молодые безработные ракальи (сиречь рожденные во Франции арабы), развлекающиеся городским альпинизмом, решают ограбить банк, чтобы достать денег на операцию для больного мальчика. Какая там звучит патетика! «Никому нет дела, ведь это арабский мальчик, только мы можем его спасти!» Такие вот робингуды мегаполиса. Все это, конечно, ложь: детей безработных арабов лечат бесплатно в тех случаях, когда трудящиеся французские родители платят, и еще как платят. Но даже преступления можно оправдывать и поэтизировать, если являешься идеологом террора меньшинств. Меньшинств национальных, сексуальных, религиозных, каких угодно. Никто, ни один человек не знает, каковы будут плоды подобной работы над обществом, поскольку очередной эксперимент – всеевропейский на сей раз – ставится впервые. (Позволено в нем не участвовать только странам бывшего соцлагеря. Верней сказать, им разрешено ощущать себя меньшинством в рамках страны, а в роли большинства выступает Россия.)

В России эти кампании выглядят особенно нелепо. Но попробуй докажи, что нет ровно никакой необходимости бороться с русской ксенофобией, поскольку русский человек от природы ксенофил. Немереное число деятелей сделало на этой борьбе карьеру и имя – и вдруг нате вам, ксенофобии нету. Оговорюсь – не утверждаю, что в России отсутствует преступность, а то вдруг кто не поймет. Но если работает правоохранительная система – никаких идеологических кампаний и камланий сверх нее нам не нужно. Если не работает – они тем паче не помогут.

Елена Чудинова, автор «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе