Несмотря на то, что большая часть представителей профессионального сообщества выступают резко против строительства столь высокого сооружения, решение уже принято. Строительство колокольни весной этого года поддержали и депутаты госдумы во время выездного заседания. Колокольню должны построить за два года. Напомним, 5 мая на месте строительства будущей колокольни был отслужен молебен на начало благого дела.
«После восстановления колокольни весь ансамбль Успенского собора обретет свой окончательный вид», – сказалгубернатор Ярославской области Сергей Ястребов.
Новый собор не раз подвергался критике, прежде всего за свои размеры. Успенский собор, построенный на деньги мецената Виктора Тырышкина, превышает разрушенный в полтора раза. Одно это уже кардинальным образом нарушает исторический облик Ярославля. А против строительства колокольни активисты боролись всеми силами, но пока что это ни к чему не привело. Градозащитники обращались в Министерство культуры, в Министерство иностранных дел, к президенту союза архитекторов России, в ЮНЕСКО...
В письме Евгению Розанову общественники попросили помощи и сослались на решение 37-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО и письмо президиума РААСН, которые также выступают резко против строительства колокольни в запланированных размерах.
Долгое время было не ясно, что именно появится рядом с храмом – колокольня или звонница. Меценат Виктор Тырышкин настаивал на строительстве колокольни, отмечая, что сооружение меньшего, чем запланировано, размера нарушит пропорции ансамбля собора. А колокольня, напомним, по церковным канонам должна быть на 3-4 метра выше храма.
Как считают в ЮНЕСКО, новое здание Свято-Успенского кафедрального собора превышает допустимый высотный регламент и сбивает композиционные ориентиры города, поэтому собор – крупная градостроительная ошибка в истории Ярославля. Комитет утверждает, что такие проекты развития территории с несоответствующим масштабом, высотой и объемом являют собой угрозу для уникального памятника архитектуры и призывает усилить защиту объекта на общегосударственном законодательном уровне. Президиум РААСН (Российской академии архитектуры и строительных наук) высказывался против строительства.
«Мы считаем, что строительство колокольни гораздо более высокой по сравнению с исторической станет новой архитектурно-градостроительной ошибкой, которая еще более исказит и ухудшит исторические панорамы центра Ярославля. В любом случае принятие подобного решения требует согласования ЮНЕСКО и российского законодательства в области охраны национального наследия. Совет по охране наследия РААСН готов более подробно рассмотреть вопрос о строительстве колокольни и дать свое официальное заключение в случае представления проектных материалов», – пишетпрезидент РААСН академик Александр Кудрявцев.
Обратились общественники и Митрополиту Ярославскому и Ростовскому Пантелеимону. Правда, ответа пока не получили.
А вотдиректор департамента архитектуры и развития территорий мэрии Ярославля Павел Пащенкона письмо ответил и сообщил градозащитникам, что «органы местного самоуправления не наделены полномочиями определения режима использования указанного земельного участка» и сослался на ряд документов. Земельный участок на бульваре Мира, где собираются строить колокольню, находится в границах объекта культурного наследия федерального назначения памятника археологии Стрелка, объекта культурного наследия федерального назначения (историческое место) «Исторический центр города Ярославля» и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр города Ярославля».
По результатам городского опроса, который проводился в октябре прошлого года, большинство ярославцев поддержало строительство колокольни у Успенского собора. За строительство тогда проголосовали 25 977 ярославцев (68,9%). Против – 11 561 респондент (30,6%). Затруднились ответить 187 опрашиваемых (0,5%).
В соответствии с ч.5 ст.36 Градостроительного кодекса РФ на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, действие градостроительного регламента не распространяется. И решение о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном РФ. В том же время в ч.7 ст.35 Градостроительного кодекса РФ указано, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а соответствующими органами субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п.3 ст.35 федерального закона №73-ФЗ это определяется федеральным органом охраны объектов культурного наследия. В нашем случае это областной департамент культуры. В его полномочия и входит утверждение границ, а также режимов использования территорий объектов культурного наследия федерального значения.