Осада Николы Мокрого: градозащитный сериал продлен еще на один сезон

Девелопер судится с ярославскими властями за право построить многоэтажку рядом с прославленным храмом
23 декабря 2015 года Арбитражный суд Ярославской области должен был провести, но перенес на 1 февраля 2016-го заседание по иску ЗАО «Блок 2» к Департаменту архитектуры и развития территории мэрии г. Ярославля.

Застройщик хочет добиться отмены приказа, который фактически запрещает ему строительство многоэтажки с подземным паркингом «дверь в дверь» с храмом Николы Мокрого, федеральным памятником XVII-XVIII вв.

Но это еще не все сюжетные линии, которыми опутан замечательный памятник архитектуры и которые переносятся и на следующий год. Есть и другие потенциальные застройщики, есть еще муниципалитет, есть, наконец, еще не проданные земли с другой стороны храма, есть еще одна, уже вторая, историко-культурная экспертиза в Департаменте охраны культурного наследия Ярославской области…

Одним словом, вариантов развития событий – масса. Будем откровенны: по накалу страстей, многоходовым комбинациям, да и просто по откровенному цинизму происходящего - титулованные сериалы «Карточный домик» и «Фарго» остаются далеко позади градостроительно-градозащитной эпопеи в Ярославле.

Что ж, в конце уходящего сезона проанализируем сюжетные перспективы следующего.

Сцена Страшного суда. Фресковая роспись храма Николы Мокрого

Страшный суд

Итак, в среду вызванный в качестве третьей стороны Департамент охраны культурного наследия Ярославской области в суд не явился, но попросил перенести заседание, так как соответствующие документы в ведомство поступили поздно и их не успели проанализировать. На предыдущем заседании два представителя Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии г. Ярославля никак стороне инвестора не противостояли и даже не представили информацию об отказе согласования акта государственной историко-культурной экспертизы - важного документа в защиту своей же позиции. В результате «за» Николу Мокрого говорили градозащитники. И теперь их юридическое право выступать в таком качестве должно быть подтверждено или опровергнуто отдельным решением суда.

Таким образом, судебная линия в силу переменчивости позиции госорганов выглядит шаткой для всех сторон градостроительного конфликта.

Действующие лица и исполнители

Вглядитесь в эти лица.

застройщики.jpg

Потенциальные и реальные застройщики (слева направо): Александр Ерин, Евгений Мухин, Игорь Лебедев

Местный застройщик Александр Ерин и подконтрольное ему ЗАО «Блок-2» испытывают неподдельный и, будем правдивы, вполне обоснованный коммерческий интерес к территории в историческом центре Ярославля. Интерес перерастает в страсть, которая, не будучи быстро удовлетворена, начинает напоминать одержимость. На пути ярких чувств три препятствия: ценный архитектурно и исторически храм Николы Мокрого и еще 5 памятников федерального значения, включая Манеж; федеральное и местное законодательство; градозащитники.

Вглядитесь в лица градозащитников.

12345432_938367369581044_7276407653036899081_n[1].jpg

Градозащитники Ольга Короткова и Ольга Мазанова

Они тоже испытывают любовь к историческому Ярославлю. Правда, чисто эстетического свойства. И тоже, встречая систематические препятствия на пути в виде застройщиков, начинают отстаивать сохранность объекта своей любви, развенчивая манипуляции и комментируя прессе реальные последствия действий застройщика и решений местной власти.

Так, помимо судебных действий, ЗАО «Блок 2» принес в госорганы уже вторую экспертизу на проект будущего строительства. Первая была отклонена Департаментом охраны культурного наследия ЯО из-за серьезных нарушений законодательства в разделе "Обеспечение сохранности объектов культурного наследия".

Масштабы предлагаемого строительства выглядят так:

12341587_939208396163608_3622585542337295182_n[1].jpg

Нынешняя ситуация

nikola[1].jpg

Примерная врисовка будущего здания

В новом акте ГИКЭ, также подготовленном экспертом-гастролером Светланой Шаповаловой из Костромы, снова вопреки федеральному законодательству одобряется строительство подземной парковки прямо под Манежем, вместо конкретных цифр по оценке динамики гидрогеологических показателей в связи со строительством, дается расплывчатая формулировка «незначительные изменения», а угрозы историческим панорамам храма эксперт видит не в 6-10-этажных домах, а… в деревьях, которые мешают разглядеть архитектурные детали и даже нарушают устойчивость памятника.

Госэксперт Светлана Шаповалова, Кострома 

Эта экспертиза лежит сейчас в областном Департаменте охраны объектов культурного наследия и напоминает мину замедленного действия: если ведомство ее одобрит, то храм XVII века окажется в полукольце современных домов. И этот вариант нельзя исключать.

На последнее заседание суда представители Департамента, как мы помним, не явились, да и запрет на строительство инициировали не они, а прокуратура по письму депутата Ярославской областной думы Сергея Балабаева.

Так что окажется ли позиция ведомства устойчивой под напором «Блок-2» - интрига, которая также переносится на сезон-2016.

dscn0633[1].jpg

Встреча представителей власти и общественности 22 декабря. На переднем плане - и.о. мэра Алексей Малютин

Как в Ярославле «порешают вопросы», или истинные лица исполнителей

Но все описанное выше – довольно будничное развитие сценария. По законам сериального жанра зрителям должна быть закинута «наживка», чтобы они ждали следующего сезона и их сердца терзали разнонаправленные предчувствия.

Так вот таким моментом в уходящем году стала встреча градозащитников с муниципальными депутатами накануне суда, 22 декабря. На «оперативный простор» вынесли вопрос, который не смогли решить ни в ходе принятия Генплана города, ни во время заседаний. Это изменение целевого назначения прихрамовых территорий: с существующей общественно-деловой зоны на рекреационную, что позволило бы обезопасить храм от дальнейшей застройки.

Итак, непосредственно на спорных землях возле ансамбля Николы Мокрого встретились: группа депутатов муниципалитета во главе с Павлом Зарубиным, руководство города в лице Алексея Малютина, представители Департамента архитектуры мэрии Ярославля, прихожане храма Николы Мокрого и градозащитники.

12376802_945648255519622_4789535872002869353_n[1].jpgdscn0623[1].jpg

Говорили громко и правильно, буквально «рубахи» рвали за благо города. В результате депутаты стали склонять общественность к выбору, старому, как мир: денег в бюджете нет, давайте «возьмем» деньги застройщика, что лучше – мусорная свалка или аккуратненький домик? Как будто бы не во власти городского руководства разгрести мусор и подумать о развитии территории, а не просто брать деньги у застройщика, формируя бюджет по принципу «тришкиного кафтана».

Сцены искушений можно увидеть здесь:


«Наконец-то мы услышали откровенную позицию руководства города и подавляющего большинства депутатов муниципалитета,  – говорит член правления Ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова. – Они все-таки намерены продать в ближайшем будущем участок конно-каретного двора. И очень ратовали за застройку участка, доказывали, что никакие панорамы не будут нарушены и памятники не пострадают. Руководство города обещает договориться с потенциальным застройщиком, что здание будет не выше 15 метров! Но при этом все забывают, что регламент внутри квартала позволяет строить до 22 метров. А это все 7 этажей! Да и 5-этажка рядом с уникальными храмами – это просто недопустимо! Ведь если высота карниза четверика храма Николы Мокрого – 15 метров, то храма Тихвинской Божьей Матери  – всего 7 метров. Надо учитывать, что при многоэтажной застройке на территории конно-каретного двора будут нарушены панорамы, перекрыт обзор храмов из зоны наилучшего восприятия. Наши требования к городским властям отказаться от освоения подземного пространства, от подземных автостоянок вообще слушать не хотят! При этом очень хотят поставить три многоэтажных дома поперек русла засыпанного Паутова ручья, и уверены, что ущерба памятникам не будет никакого. Храмы-то все в трещинах, а колокольня Николы Мокрого дала крен!»

Трещина на западном приделе храма Николы Мокрого, где был исторический вход

Криминальный саспенс

«Бархатный» шантаж и попытки договориться с градозащитниками проходят на фоне арестов чиновников, ответственных в ярославском правительстве за строительную деятельность.

21 декабря, сотрудниками регионального ФСБ задержаны заместитель председателя Правительства Ярославской области Ростислав Даниленко и заместитель мэра Ярославля по вопросам градостроительства Леонид Комаров. В этот же день Ростислав Даниленко указом губернатора был отстранен от должности в связи с утратой доверия

Леонид Комаров взят под стражу до 20 февраля. Чиновник обвиняется по ст. 159, ч. 3 «Мошенничество».

Эти события также могут получить развитие в следующем году по линии Николы Мокрого, так как именно Комаров лоббировал интересы застройщиков рядом с храмом на многих заседаниях комиссий по ПЗЗ и рабочих группах по изменениям в Генплан.

Ш

Шествие на Голгофу. Фрагмент фресковой росписи храма Николы Мокрого

Хэппи-энд – будет?

Итак, к исходу сезона 2015 судьба Николы Мокрого решается в трех инстанциях: в Арбитражном суде Ярославской области – разрешение ЗАО «Блок-2» (А.Ерину) на строительство; в Департаменте охраны объектов культурного наследия – согласование акта ГИКЭ на строительство; и в муниципалитете – возможность точечной застройки конно-каретного двора рядом с храмом.

Кроме того, у Николы Мокрого есть еще один потенциальный застройщик Евгений Мухин, который в ближайшее время может принести еще одного «кота в мешке» - 4-8 этажный жилой дом в 37 метрах к западу от храма Николы Мокрого. Разработка проекта ведется в настоящий момент.

Но не будем забывать, что у игроков есть и арбитр, который в активной форме пока не проявился, но свою позицию обозначил. Это Министерство культуры РФ, которое на запрос депутата Ярославской областной Думы Сергея Балабаева ответило, что на данный момент правовых оснований для строительства у ЗАО «Блок-2» нет.

За интригами и атаками уже как-то стирается тот факт, что речь идет о буферной зоне объекта ЮНЕСКО, об уникальном храме XVII века, о шедевре древнерусского зодчества.

По законам жанра, логика есть у каждой стороны процесса: коммерческая, культурологическая, политическая. Проблемы возникают тогда, когда кто-то начинает лавировать, пытаясь угодить и вашим и нашим, да еще и прикрываясь вечными ценностями. Непоследовательность позиции городского руководства и муниципальных депутатов, заявляющих о любви к памятникам, с одной стороны, но не использующих элементарных возможностей их защитить, вызывает надежду у каждой из сторон на то, что именно она победит. И раскручиваться такая спираль сюжета может просто до бесконечности.

Вот только в отличие от художественных сериалов, в нашей повседневности «воскресить» из мертвых или внезапно найти брата-близнеца уникального храма, само физическое существование которого под угрозой, увы, невозможно.

Фото: Ольга Мазанова
Автор
Евгения Твардовская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе