«Архстояние» — это больше, чем мы сами»

Продюсер Юлия Бычкова — о том, как построить самый необычный город

Ежегодно на несколько дней огромная территория парка вокруг деревни Никола-Ленивец Калужской области превращается в пространство удивительных арт-объектов. 

На фестивале «Архстояние» уживаются профессионализм и легкое художественное сумасшествие, самые неформальные и неформатные идеи и их безукоризненное техническое воплощение. В этом году к привычному «Архстоянию» добавился фестиваль «Архстояние детское: Можно!». Накануне грядущих событий продюсер фестиваля Юлия Бычкова побеседовала с корреспондентом «Известий».

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

— Вы организовываете один из самых популярных фестивалей, в которых не делается акцент на музыкальную составляющую. На кого вы ориентировались, начиная это дело, и какие фестивали подобного рода считаете своими друзьями-конкурентами?

— Первоначально мы ориентировалась на профессиональную публику, которая занимается архитектурной и искусством. Как идея «Архстояние» родилось в 2005 году, когда стало понятно, что в руках жителей Никола-Ленивца находится инструмент в виде уникального ландшафта, свежих идей и местных жителей, готовых участвовать в эксперименте. Стало очевидно, что в Никола-Ленивце можно и просто необходимо проводить фестиваль. Со времени первого «Архстояния» (2006 год) вокруг Никола-Ленивца был создан 101 арт-объект, а участие в фестивале приняло более 150 авторов.

Наше желание сделать такое профессиональное событие поддерживает уже очень много людей. Фестиваль стал международным. Вообще архитектурные фестивали такого рода уже вымерли. Сегодня существует урбанистический «Арт-Овраг» в городе Выкса под Нижним Новгородом, «Архферма» с мастерскими на природе, но у «Архстояния» нет прямых конкурентов, никто не работает именно в таком формате — искусство и архитектура в природной среде, которые создают открытое выставочное пространство и одновременно формируют новую идеологию жизни на природе.

Можно сказать, что мы конкурируем с теми фестивалями, что проходят летом и в те же самые даты, — «Дикая мята», «Усадьба Jazz», «Казантип», но это всё истории про музыку, историю про архитектуру можно услышать только у нас и на фестивале Burning Man.


«Ротонда» Александра Бродского

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

— Музыкальный фестиваль — форма привычная как с точки зрения рекламы, так и монетизации. Ваше мероприятие для России не вполне типичное. Почему вы не стали совмещать музыкальную и архитектурную составляющие?

— Мы считаем, что музыкальных фестивалей очень много и идти по этому пути нам неинтересно. Но мы каждый год подбираем достаточно детально музыкальную программу, которая была бы качественным сопровождением нашей темы, но не локомотивом программы. Архитектурные и ландшафтные объекты, которые создаются на фестивале, наполняются разными смыслами благодаря музыке и танцу, свету и визуальным эффектам.

В нашем представлении и планах — создавать специальный контент для фестиваля, записывая музыку в собственной студии в Никола-Ленивце, но на это нужны дополнительные ресурсы, над получением которых мы сейчас усиленно работаем.

— Что из вами задуманного в самом начале осуществилось, а что, может быть, наоборот, превзошло ваши ожидания как организатора?

— Проект стал больше, чем мы сами, и то, что количество людей, готовых его развивать, всё прибавляется, значит, что мы на правильном пути.

Появилась лаборатория «Архстояние» — система социокультурных, образовательных и художественных практик, направленных на создание устойчивого подхода в развитии территорий. Сегодня мы выходим далеко за рамки одного события и экспериментируем с социальными, аграрными и архитектурными методами работы с территорией в течение всего года. Образовательные программы лаборатории реализованы во многих живых проектах: «Ландшафтные мастерские», «Резиденция кураторов», «Резиденция перформативного искусства» и прочее.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

К сожалению, мы пока не вывели проект на самоокупаемость, хотя серьезное продвижение в эту сторону есть. Не удалось построить «Павильон любви», «Обсерваторию». В этом году мы планировали реализовать проект архитектора Ройса Никадо (Филиппины) — огромную линзу-зеркало, открывающую панорамный вид на местность, где каждый зритель видит себя в контексте окружающего ландшафта. К сожалению, этот проект оказался очень затратным и неподъемным, несмотря на то что выиграл конкурс на создание нового бельведера в ландшафтном парке «Версаль». Мы работали с 227 проектами из 35 стран мира, однако пришлось остановиться на более реальном. Хотя я уверена, что «Зеркало» все-таки появится на «Архстоянии».

— Фестиваль — структура живая и мобильная. Как появляются новые проекты и площадки?

— Художники и архитекторы приезжают в Никола-Ленивец, живут здесь и растят свои идеи. Куратор ведет автора по территории, мимо арт-объектов, раскрывая тему будущего фестиваля, исследуя пространство и атмосферу. Как, например, в 2010 году перформанс Дмитрия Власика на «Ротонде» открыл идею расставить вокруг объекта вышки, на которых играли музыканты, и звук не выходил за пределы одного места. Фактически любой, приславший заявку на сайт, может стать участником.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В этом сезоне запустился еще один новый проект. Мы объявили прием заявок на участие в кураторском проекте для фестивалей «Архстояние» 2015–2020 годов. В апреле прошла «Резиденция кураторов», участники которой были отобраны по заявкам и портфолио. По итогам резиденции выбранные комиссаром «Архстояния» авторы или авторские коллективы получили возможность реализовать свои проекты на фестивале в Никола-Ленивце. Основными критериями отбора кураторских заявок были: актуальность идеи, комплексность подхода, интегрированность в сферу мировой культуры, способность к развитию и воплощению пространственными, ландшафтными методами. Отдельное внимание было уделено возможностям концепции быть интегрированной в ландшафт, его культурную, технологическую и социальную составляющие.

— В этом году кроме уже ставшего традиционным «Архстояния» вы проводите еще и детское «Архстояние». В чем его специфика?

— Всё время существования фестиваля «Архстояние» мы всегда делали детские зоны, где родители так или иначе могли оставить или занять детей. В большинстве своем наши гости старались приезжать без детей.

Поэтому мы решили, что больше не будет этого разделения, и предлагаем фестиваль, на котором будет интересно и взрослым, и детям, где можно будет пережить совместный опыт через разные форматы художественных проектов. Сейчас «Архстояние детское» — это пилотный проект.


«Арка» Бориса Бернаскони

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

И к тому же у нас накопилось такое количество контента, что идея очень быстро начала развиваться и вовлекать большое количество сопереживающих людей. Уже есть идеи, как будем делать «Архстояние детское-2015».

— Поддерживают ли вас Минкультуры и местные власти?

— Нас достаточно давно поддерживают администрация Калужской области и лично губернатор. Также в прошлом году благодаря деятельности управляющей компании «Архполис» мы вошли в Федеральную целевую программу по внутреннему и въездному туризму до 2018 года. В связи с этим планируются подводка сетей, электричества, строительство дорог.

— Что ожидает публику «Архстояния» в этом году?

— Этот фестиваль девятый по счету. Художники и архитекторы создадут новые арт-объекты, в которых раскроют тему «Здесь и сейчас». Участники фестиваля продолжат экспериментировать и синтезируют лэнд-арт с другими формами искусства. Все объекты, которые будут представлены на «Архстоянии» в 2014 году, рассчитаны на короткий жизненный цикл и выражают в полной мере понятие архитектуры «Здесь и сейчас».


«Ротонда» Александра Бродского

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В этом году у нас будет новый объект — бельведер «Ленивый зиккурат» проектной группы «Поле-Дизайн». «Ленивый зиккурат» представляет собой башню, сложенную из бревен, и отсылает к забытым технологиям деревянного зодчества. Объект будет установлен в ландшафтном парке «Версаль» и завершит систему высотных бельведеров вместе с ранее возведенными «Ротондой» Александра Бродского и «Аркой» Бориса Бернаскони.

Работы авторов из Германии, Франции, Японии и России раскроют тему в интерактивных инсталляциях. «Мгновенный парк» Ульфа Лангхайнриха короткой мощной вспышкой осветит ночной ландшафт Никола-Ленивца, подвижные «Ленивецкие часы» Марка Форманека представят время как обычную конструкцию, а интерактивная «Купель» Александра Алефа Вайсмана расширит грани объективной реальности. Будет интересно!

Алексей Певчев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе