«Дом Пастухова» начинает новую жизнь

Наконец-то исчез забор, в течение года прикрывавший старинный дом на углу улиц Пушкина и Собинова
Глазам открылись тщательно отреставрированные, богато декори­рованные фасады, и особняк, вошедший в историю Ярославля как «дом Пастухова», предстал во всей красе.

Внутри – тоже уже почти всё сделано, – всего за год! Но кое-какие работы ещё завершаются. Тем не менее практически для всех помещений уже нашлись арендаторы: работают салон свадебных нарядов, турбюро, магазин обуви, офисы нескольких компаний. По словам инвестора, рыбинского предпринимателя Александра Дворсона, выкупившего здание, проблем с арендаторами нет. Великолепные интерьеры, весь облик здания, которое специалисты относят к середине XIX века (хотя не исключено, что оно построено ещё раньше, в екатерининские времена) привлекают внимание сразу. Такая «изюминка», причём в самом центре города, – прекрасная площадка для любого бизнеса.


Деньги, поступающие за аренду, владелец вкладывает в завершение работ. Учитывая, что основное сделано, уже сейчас можно сказать: здание спасено, опыт привлечения частного капитала для сохранения историко-культурного наследия удался.

– Знакомые предостерегали: куда ты ввязываешься! Дом-памятник, намучаешься. Ничего подобного! – утверждает Дворсон. – Я сразу нашёл понимание в комитете историко-культурного наследия департамента культуры. Там меня поддержали, я во всём шёл и иду ему навстречу, и дело движется.



«Северный край» следит за судьбой этого дома давно, ещё с 1990-х годов. Бывшее владение Пастуховых, расселённая коммуналка, оказалось тогда брошенным на произвол судьбы. Предполагалось когда-то перевести сюда отдел редкой книги областной библио­теки им. Некрасова, ещё раньше – разместить в нём уже упомянутый комитет историко-культурного наследия, а «дом Иванова», где он квартирует, отдать музею. Но ни первый, ни второй, ни другие прекрасные планы не осуществились по очень простой причине: в областной казне не нашлось денег. Дом погибал на глазах в самом прямом смысле этих слов: зимой с фасадов на улице Собинова начала огромными кусками падать штукатурка, а у бюджета хватало денег только на содержание дворника, который день за днём вывозил с тротуара тяжёлые кучи толстой стародавней штукатурки. В редакцию звонили люди и говорили, что не могут смотреть на всё это без слёз.


Ситуация была тем более трагичной, что ещё до того, в самые трудные дни 1990-х, группа ярославских художников-реставраторов практически бесплатно начала спасать дом, как говорится, просто по велению души. На волне уже упомянутых первых прекрасных планов строители поменяли перекрытия, сделали новую кровлю, но дом не отапливался, снаружи в стену был забит крюк для троллейбуса, обеспечивавший постоянную вибрацию здания, в подвале текло. Когда художники-реставраторы вошли внутрь и увидели провисшие потолки с местами сохранившимся богатейшим лепным декором, увидели залы с уникальной живописью, они просто не разрешили рабочим к ним прикасаться.


Реставраторы работали теперь здесь с утра до вечера, во все свободные часы и дни, даже в выходные. Виктор Иванович Васин и его сын Михаил, Василий Фёдорович Николаев, Андрей Витальевич Зубченков завели под крышу новые брусья вместо прогнивших, подтянули шурупами старую штукатурку, сделали химическое укрепление известкового слоя, а потом по формам, предварительно снятым с уцелевших фрагментов лепнины, стали воссоздавать детали декора.

Именно они восстановили первые десятки метров лепного потолка. Работали две зимы, отогреваясь электрическими печками, часами стоя под потолком, по нескольку раз в день выскребали гипсовую пыль из глаз. Именно они открыли в бывшем «зимнем саду» (на снимке) спрятанные в кладке колонны и потрясающие росписи в древнеримском стиле: чудо-птицы, грифоны, дельфины, человекоподобные и прочие сказочные существа по всему периметру нарядного зала. И вот всё это снова оказалось под угрозой гибели.

Именно тогда на горизонте появился частный инвестор. Мы встречались с Александром Дворсоном в первые дни, когда он только-только «вошёл во владение». Его обуревали сомнения. Как только были предприняты первые шаги по восстановлению дома, стало ясно, что 5 – 10 млн. рублей, которые он предполагал сюда вложить, явно недостаточны. Реальный объём работ оказался таким, что он в какой-то момент уже пожалел о своём приобретении, но потом всё-таки решил не отступать. Сейчас, по его словам, он только одних кредитов платит 3 миллиона в год. Не повезло с первым подрядчиком. Но сейчас все сомнения позади.

Трудности, конечно, остались. Несмотря, например, на все хлопоты, теплотрасса до сих пор остаётся под историческим зданием. Тепловики планируют вынести её в будущем году. А что если не вынесут? Не дай Бог, что случится...

И всё-таки новый хозяин убедился: с трудностями можно справляться.

Комитет историко-культурного наследия, который придирчиво отслеживает процесс восстановления дома и его художественного достояния, оценивает сделанное Дворсоном благожелательно. Обычно критично настроенный, осторожный в суждениях заместитель председателя комитета Юрий Беляев отметил, что, хотя дом в целом ещё не принят, заказчик усердно работает, и результаты налицо.

– Да, два зала ещё не готовы, есть небольшие замечания по некоторым другим помещениям, но в общем мы сотрудничаем нормально. Готова великолепная парадная лестница, за немногим исключением восстановлена лепнина. Остаётся реставрировать живопись – заказчик пока тихо сопротивляется, но, думаю, мы придём к общему мнению. В доме сохранился очень красивый наборный паркет – к сожалению, только местами. Фрагмент его специально оставлен в одном из залов, остальной пол закрыт пока ламинатом – будем надеяться – временно.

Восстановить все интерьеры полностью на этом этапе заказчику не под силу. Мы понимаем, что это работы дорогостоящие, и поэтому, если он работы продолжит, это не станет препятствием к приёму дома. Пока он работает, я ему верю.

– За очень короткий срок, всего за год, проведена очень серьёзная работа, – считает главный архитектор проекта Елена Богородицкая. – Хорошо работали и работают мастера по восстановлению лепнины, другие мастера.

– Я душу в эти фасады вложил, – не стесняясь высоких слов, признаётся прораб ООО «Мастер-Р» Николай Степанов, на которого возложены функции генерального подрядчика. – Сколько орнаментов и других деталей мои рабочие отлили, не сосчитать!

Высокий класс показывают отделочники из ООО «Волгострой» во главе с Хажбикаром Костоевым.

Слушаю я, смотрю и думаю: дом как будто сам помогает себе. Благородная красота его пропорций, красота убранства не оставляет равнодушным никого, кто прикасается к этим стенам. Работы были в самом разгаре, когда к Степанову пришла пожилая женщина, не назвалась, просто сказала, что живёт рядом, принесла две фотографии и ушла. Больше её никто не видел. На фотографиях якобы 1936 года – вид дома со стороны улицы Собинова (фото 17) и вид со двора. Для реставраторов они бесценны, особенно первая: хорошо видны не дошедшие до нашего времени изысканные скульп­турные детали парапета. А печные трубы! Кроме характерного для всего дома каменного декора они, оказывается, были ещё украшены дымниками в виде журавлей.

Владелец здания настроен со временем воссоздать и это. Пусть не сразу, постепенно, но воссоздать.

Хочется надеяться, что у нас будет возможность увидеть этот дом таким, как он был задуман. И не только снаружи, но и внутри. Для этого должна быть отреставрирована его главная достопримечательность – живопись. Прежде всего в застеклённом «зимнем саду» – уникальная, ни на что не похожая из всего, что есть в нашем городе. Первоначальные противоаварийные меры для её сохранности приняты, но предстоит сделать ещё многое. Важно, наверное, сделать это ещё до того, как «зимний сад» начнёт обживать арендатор. Уже есть претенденты, и даже не один, но как только кто-то въедет сюда хотя бы просто со столами и стульями, сделать это будет гораздо труднее. Если вообще возможно.

Как станет складываться дальнейшая жизнь этого редкого по красоте особняка – отдельный вопрос. Очень хочется, чтобы этот вопрос не превратился во второстепенный ни для нового хозяина, ни для его «квартирантов». Уже сейчас в окнах появилась реклама некоторых магазинов. Не дай Бог, рекламой «украсятся» и фасады. А поскольку магазинов и офисов, как уже сказано, в нём много, не случится ли так, что зазывные щиты закроют сам дом?

Как же тогда привлечь покупателей и клиентов? На мой взгляд, при минимуме информации их будет привлекать само по себе здание. Не знаю, как оно в конце концов будет названо, но солидное и благородное имя «Дом Пастухова» было бы в самый раз. Вспоминается питерский и московский Елисеевский магазин, в Ярославле, даже в советское время, был Лобановский – лучше того, что давно на языке у жителей города, не придумаешь.

Как всякий серьёзный предприниматель, Александр Дворсон не ограничивается сегодняшними заботами, а уже сейчас старается заглянуть вперёд. Он понимает, что обилие арендаторов – это не навсегда. Такой дом достоин лучшего. Пройдёт несколько лет, и, возможно, старинное пастуховское гнездо, как он мечтает, превратится в пятизвёздочную vip-гостиницу с «президентскими» номерами. А может быть, он, разбогатев, сможет позволить себе разместиться вместе с семьёй на втором этаже, а на первом откроет антикварный салон или что-нибудь в таком же роде.


Пожелаем ему и всем нам удачи. Пусть этот старый особняк будет не последним, который удастся спасти благодаря редкому пока ещё интересу местных предпринимателей к наследию наших предков.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе