Модные гостиницы старого Ярославля

Мы продолжаем историю гостиничного бизнеса Ярославля. Нашему древнему городу есть что вспомнить и есть чем гордиться!


Кстати, прославленный романист Александр Дюма-старший, посетивший нас в 1858 году, среди главнейших достоинств Ярославля тоже называл «приличные постели» местных гостиниц. Останавливался знаменитый интурист в гостинице «архимиллионера» Пастухова (ныне это здание Главпочтамта). Cсылаясь, очевидно, не только на собственный опыт, но и на авторитетные рекомендации, Александр Дюма назвал этот отель «лучшей во всей России гостиницей».


Гостиничный бум

Рубеж XIX–XX столетий стал для Ярославля настоящим гостиничным бумом. Если в 1883 году в городе существовало лишь 6 отелей, то в 1889-м их было уже 17, а к 1910 годам – более 25. Для богатых купцов гостиничный бизнес становился не только доходным делом, но и своего рода саморекламой. Не избежал соблазна и владелец «Балканской звезды» Иван Дунаев, вложивший изрядные средства в гостиницу «Царьград» на Екатерининской (ныне ул. Андропова). Выгодно расположившись близ Мытного рынка, этот отель пользовался исключительной популярностью у приезжавших в город коммерсантов, однако порой его название фигурировало в колонках криминальной хроники. В 1899 году персидский подданный Гуссейн Мухсин Оглы, имевший неосторожность остановиться в «Царьграде», стал жертвой пресловутой ярославской «расторопности», лишившись значительной части своих сбережений.


На смену старым, по?купечески солидным гостиницам спешили более импозантные отели, возводившиеся известными зодчими.

В 1892 году на Власьевской улице появилась роскошная «Европа» с огромными окнами-витринами и богатой лепниной в духе Ренессанса.

Проект гостиницы купцы Анкудиновы заказали главному архитектору Ярославля – академику Александру Никифорову. Сегодня нарядная «Европа», похорошевшая после реконструкции, вновь украшает оживленный перекресток.

Сохранилось до наших дней и эффектное здание гостиницы «Бристоль», насчитывавшей «более тридцати комфортабельно обставленных номеров стоимостью от 1 до 5 рублей в сутки». Огромное здание возводилось по проекту губернского архитектора Григория Саренко, страстного приверженца модерна. По воспоминаниям старожилов, владельцу гостиницы, купцу Созонову, так понравилось здание, что каждый день в «Бристоле» к обеду накрывался отдельный стол – для талантливого зодчего.


Кстати, нет ничего удивительного в том, что имя английского порта появилось на волжских берегах. Жителям дореволюционного Ярославля были хорошо знакомы и другие «заграничные» названия – гостиница «Англия» на Большой Московской или отель «Белград» в районе нынешнего ТЮЗа.


Новая жизнь старых отелей

Пролетарская революция, ударив по буржуазной роскоши, принялась «перевоспитывать» ярославские отели. В годы гражданской войны фешенебельный «Бристоль» был превращен в так называемый Дом Советов – элитное общежитие для партийного руководства. «Кокуевка» и «Европа» обслуживали делегатов разнообразных съездов, «Белград» был отдан под штаб Северного фронта, а «Парижские номера» приютили пленных беженцев. Апартаменты гостиницы «Царьград» растащили на квадратные метры многочисленные «советы» и «союзы», однако не все отели сдавались без боя.

К примеру, при освобождении «Северных номеров» власти столкнулись с неожиданным препятствием – гостиницу в буквальном смысле оккупировали представительницы самой древней на свете профессии, наотрез отказываясь покидать захваченную в революционных боях жилплощадь. Лишь крайние меры помогли выдворить взбунтовавшихся валькирий и поселить на их место семьи ярославских рабочих.


Сложный путь от постоялой избы до современного отеля оказался для Ярославля тернист и извилист, однако сегодня наш город в очередной раз переживает гостиничный бум. Вновь на глазах ярославцев возводятся многоэтажные исполины, вновь сияют эффектными названиями фасады, и новейшая история ярославских гостиниц еще ждет своего летописца.


Родной город


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе