Обаяние русского стиля

В нынешнем году зданию глазной лечебницы на Волжской набережной исполняется 110 лет. Нарядное, как сказочный терем, оно словно  переносит нас в эпоху великих князей и храбрых витязей.


Истоки такого сказочного имиджа следует искать во временах не столь отдаленных.


Лечебница на набережной была возведена в 1901 году по инициативе ярославского врача Ивана Кацаурова, и эти богатые русским декором фасады можно назвать своеобразным политическим манифестом. Как ни парадоксально, архитектура в России всегда шла рука об руку c политикой, и здание кацауровской лечебницы служит ярким тому подтверждением.


Возрождая традиции

Рубеж XIX – XX столетий остался в русской истории временем тревожного брожения умов. В преддверии великих потрясений Россия искала собственный путь и вновь обращалась к истокам, заново открывая сокровищницу народной культуры. Писатели воспевали исконно русскую речь, на театральную сцену выходили незаметные прежде народные герои, а на улицах городов появлялись нарядные терема да палаты, подражавшие забытым канонам русского зодчества.

Обаянию русского стиля, снискавшего симпатии властей и богатых заказчиков, покорилась и ярославская набережная. Здесь в начале XX века вырос удивительный дом, радующий глаз щедростью нарядного декора. Для ярославцев это здание стало настоящим подарком – построено оно было для глазной лечебницы попечительства о слепых императрицы Марии Александровны. Инициатором строительства больницы выступил известный ярославский офтальмолог Иван Николаевич Кацауров.

Эта идея получила в Ярославле широкую поддержку – городские власти бесплатно предоставили участок на Волжской набережной, благотворителями были собраны необходимые средства на закупку медицинского оборудования, а возведение здания осуществлялось подрядчиком безвозмездно. Проект будущей лечебницы был предложен губернским архитектором Александром Никифоровым, приверженцем модного русского стиля. Милые «пузатые» колонки, обрамляющие крыльцо, и висячие «гирьки» над окнами третьего этажа подражают порталам старинных русских храмов, а квадратные ниши – «ширинки» – имитируют знаменитые ярославские изразцы. И ряд полукруглых «кокошников», венчающих здание, и затейливые наличники, и сложная резьба карниза любовно воспевают наследие безымянных мастеров прошлого.

Архитекторы не случайно называют этот стиль псевдорусским: декоративные приемы здесь приобрели несколько иное, актуальное звучание. И все же отзвуки народного храмового зодчества чувствуются в каждой детали этого роскошного терема, возвращая нас в эпоху золотого века Ярославля. Интересно, что в здании лечебницы по традиции была устроена домовая Троицкая церковь, где заботливо хранилась почитаемая икона древнего Борисоглебского храма, стоявшего когда-­то на этом месте.


Офтальмолог или политик?

Открывшаяся в 1903 году глазная лечебница стала поистине народной – беднякам здесь оказывали медицинскую помощь бесплатно, возвращая зрение десяткам малоимущих пациентов. Всего в больнице было 30 коек. Авторитет Кацаурова прославил лечебницу далеко за пределами губернии, сам же Иван Николаевич вошел в историю медицины блестящими опытами по применению местной анестезии, снискав европейскую известность. Именно он сумел излечить от глазной болезни императрицу Александру Федоровну, супругу Николая II. Стоит отдать должное этому человеку: невзирая на предложение императорской четы занять почетную и высокооплачиваемую должность придворного доктора, Кацауров вежливо отклонил приглашение, сославшись на необходимость лечить больных в Ярославле.

Оставаясь верным своим пациентам, Иван Николаевич успешно сочетал профессиональную деятельность с участием в общественно­-политической жизни города. Будучи страстным защитником российских традиций, он видел будущее страны в укреплении самодержавия.

В разгар первой русской революции Кацауров возглавил ярославское отделение Союза русского народа – главной про-монархической партии страны. Неудивительно, что для торжественного открытия этого общества, состоявшегося в ноябре 1905 года, Кацауров избрал нарядное здание своей лечебницы, символизировавшее красоту и величие патриархальной России.

Ярославское отделение СРН объединило около 2 тысяч ярославских рабочих, став одной из влиятельнейших правых сил России. Основу черносотенцев составляли низшие слои городского населения: рабочие, рыночные торговцы, считавшие себя защитниками самодержавия и православия, борцами с «революционной крамолой». Однако история часто смешивает благие цели с нелицеприятными средствами: жертвуя огромные суммы на народные нужды, защитники монархии вместе с тем выступали ярыми шовинистами, провокаторами жестоких черносотенных погромов. Были такие погромы и в Ярославле. Объектом нападения черносотенцев мог стать любой – торговец с нерусской фамилией, рабочий-­социалист, юный студент, а то и просто попавшийся под руку прохожий. Конечно, покровительство подобным акциям не добавляло популярности Ивану Кацаурову, и в Ярославле он был не только известной, но и весьма одиозной личностью.


Суд истории

Иван Николаевич скончался накануне грозных потрясений – в 1914 году. Его кончина была отмечена в Ярославле не только скорбными некрологами, но и даже стихами, опубликованными в «Ярославских епархиальных ведомостях»:

«На что ни взглянешь в этом зданье,

Напоминает нам о том,

Что самым первым от созданья

Здесь Кацауров был врачом.

И тут, чтоб каждый был спокоен

В душе, как то известно нам,

Его заботами устроен

Для них домашний Божий храм…»

В этих бесхитростных строках глазная лечебница отмечается как главное дело жизни Ивана Кацаурова. Однако cпустя три года на суд истории была вынесена и неоднозначная политическая деятельность талантливого врача. Революция предала анафеме Союз русского народа, объявив его членов врагами трудового народа. А врагам в новом государстве не было места. В ярославских архивах сохранилась характерная резолюция: вдове Ивана Кацаурова «в связи с ихней черносотенной деятельностью» было отказано в получении даже самой минимальной жилплощади.

А вот архитектура беспристрастна – «сухим остатком» бурных революционных перипетий стала лечебница на набережной, почти сто лет прослужившая городу и горожанам. В середине XX века здесь было открыто гинекологическое отделение больницы № 1. Свой юбилей старинное здание встречает в реставрационных лесах, готовясь помолодеть. Правда, после реставрации лечебница предстанет перед ярославцами в иной ипостаси – нарядное здание отныне превратится в жилой дом.


Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе