Чарли, Вуди и я

Тема заседания киноклуба «Современник», предстоящего в среду, 11 марта, в 18:00 в Рыбинске, в ОКЦ, — «Вуди Аллен на все времена».

Начнём издалека. В январе 1989 года проходил учредительный съезд Общества друзей кино (ОДК), куда собрали киноклубы, кинолюбителей и кинопросветителей. В перерыве ко мне подлетел сухощавый брюнет с возгласом «русский Пьер Ришар!» и… предложил сняться в его фильме. Это был режиссёр-любитель из Армении, видимо, заметивший мою неприкаянность в сутолоке Дома кино.  Я не возражал ни против «русского» (по сути ведь все мы тут русские, поскольку «российский» и «русский» — синонимы), ни против Ришара (хотя друзья уподобили меня Вуди Аллену), ни против съёмок. Через несколько месяцев пришёл вызов из Еревана, но поехать я не смог из-за личных сложностей.


Что же общего между тремя персонажами, включая двух кинозвёзд и тот типаж, что виделся безвестному кинолюбителю? Думаю, многие комики ХХ века — Тото, Капур, Енгибаров, те же Аллен и Ришар — могли бы сказать: «Все мы вышли из… чаплинской кургузой визитки». Каждый из них, взяв что-то своё от «всесветного» обаяния Чарли, представляет некий вариант маленького человека, будь он даже «высокий блондин». Кстати, на том же съезде показали недоступный советскому зрителю фильм Вуди Аллена «Ханна и её сёстры». И пусть в центре этой и прочих его иронично-романтических комедий отнюдь не бродяга, а, как правило, интеллектуал (кроме воришки Вирджела из дебютного опуса),  этот герой всецело зависим — от боссов, от близких, от собственных комплексов.

«Кинематограф Аллена на протяжении десятилетий воспринимался как сезонное погодное явление, – замечает критик Андрей Плахов, – органическое и природное. Каждый год <…> появлялся его очередной фильм, наполненный типично алленовскими неврозами, а также специфической смесью меланхолии и насмешки». Это относится, прежде всего, к авторским его работам, где В.А. одновременно сценарист, режиссёр и актёр.

Однако в последние 10-15 лет он всё реже появляется на экране как исполнитель, снимая фильмы самых разных жанров: триллер («Матч Поинт»), ретро-фэнтези («Полночь в Париже»), драмеди («Светская жизнь»), кинодрама («Жасмин», по мотивам «Трамвая “Желание”») … И лишь в прошлом году выходит его новая комедия, лирическая или романтическая (ромком?).

«Дождливый день в Нью-Йорке» начинается с того, что герой — всё тот же юный эрудит, романтик и бездельник, на сей раз именуемый Гэтсби (Тимоти Шаламе), презирающий свою элитарную семью — приезжает на уикенд из загородного колледжа со своей восторженной подружкой Эшли (Эль Фэннинг)… Съёмки заняли полтора осенних месяца 2017 года, но в августе 2018-го студия «Амазон» отложила релиз из-за вновь развернутой кампании по обвинению автора в давнем и никак не подтверждённом сексуальном преступлении. Так и не выпущенный в прокат в США, фильм с успехом идёт в десятках других стран.

Автор
Борис Крейн
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе