Делай, что должен...

Не компом единым жив человек

В Сети недавно проходила информация о том, что вдова Александра Солженицына – Наталья Дмитриевна уговаривала нашего президента увеличить в школьной программе часы преподавания литературы. Оказывается, нынче они уменьшены уж совершенно до неприличного уровня.

Вот текст их беседы (сокращён он не мной, в таком виде и скачал из Интернета):

«Путин обещает Солженицыной рассмотреть вопрос увеличения часов литературы в школах

Президент РФ Владимир Путин в понедельник пообещал обсудить с Минобразования вопрос увеличения количества часов преподавания литературы в школе.

«Пообсуждаем это с Минобразования. Поговорю еще с ними», - сказал В.Путин на встрече с вдовой Александра Солженицына.

Наталья Солженицына пожаловалась на то, что часы литературы в школе сократили с пяти до двух. Она отметила, что раньше «люди могли говорить друг с другом цитатами из литературных произведений и понимали друг друга, а сейчас не так».

«То, что литературу теснят - это на самом деле колоссальная опасность для единства страны (. . .) Выкинули её, а что ввели? ( . . .) Литературу надо бы вернуть», - сказала Н.Солженицына, добавив, что именно литература объединяет общество.

В.Путин отметил, что сейчас идут непростые процессы в сфере образования. «Вот они непростые идут, и все не в пользу литературы», - ответила на это Н.Солженицына.

«Я думаю, что вернутся к этому ещё. Вы знаете, навязывать сверху - всё-таки это неправильно, надо чтобы профессиональное сообщество само. . .», - сказал президент.

Н.Солженицына заверила, что «профессиональное сообщество, которое гуманитарное - оно, конечно, все воет и плачет и хочет, чтобы это вернули, а то, которое демократическое - оно говорит, что это не нужно».

Н.Солженицына напомнила, что скоро будет отмечаться 50-летие произведения «Один день Ивана Денисовича». «Иван Денисович» необходим как лекарство против беспамятства. Потому что понимаете, вот беспамятство - это всё-таки болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Потому что помнить нужно и хорошее, и плохое обязательно, иначе мы будем хромать», - сказала она.

«Точно, это правда», - согласился с нею В.Путин.

По словам Н.Солженицыной, «Ивана Денисовича» изучают в школьной программе уже давно, а с «Архипелагом ГУЛАГом» дела обстоят сложнее. «Он же рекомендательный просто, и некоторые местные департаменты, которые заказывают книги в издательстве «Просвещение», его не заказывают», - сказала Н.Солженицына.

Она также обратила внимание на то, что школьники проходят «Архипелаг ГУЛАГ» в 11-м классе весной, в то время, когда готовятся к ЕГЭ».

Педагоги предлагают отказаться от нынешней версии ЕГЭ по русскому, которая включает в себя элементы задания по литературе — для отличной оценки школьникам надо написать эссе. Учителя же хотят полноценных современных экзаменов по обоим предметам.

Собрание за сочинение

Когда-то, Н.Д. Солженицына помогла нашему альманаху «Складчина» – органу Омского отделения Союза российских писателей. После дефолта 98-го года, когда лопнул поддерживавший нас Инкомбанк, мы никак не могли раздобыть денег на «Складчину-4» - в течение пяти почти лет. Перебрав десятки всяческих вариантов и обнаглев от отчаяния, в 2003 году я обратился за помощью и в «Фонд А.И. Солженицына», послал туда три первых выпуска альманаха. В ответ вдруг позвонила сама Президент Фонда – Наталья Дмитриевна. Она сказала, что альманах наш ей понравился, правда, если вести речь о помощи со стороны их Фонда, то её смущает, что до этого Фонд помогал в основном бывшим политическим заключённым, для этого он и был создан. В ответ, помню, я попытался сострить – сказал, что мы живём в стране, где очень даже легко поменять статус свободного гражданина на тот, о котором она говорит. Моя собеседница сдержанно засмеялась и начала говорить о том, какие финансовые документы нужно прислать для получения их субсидии. На следующий год «Складчина-4» вышла.

Не знаю, удастся ли переправить Н.Д. Солженицыной книгу, которую мы только что выпустили на муниципальный грант и которой хотим подвести определённые итоги почти двадцатилетнего существования альманаха. Внешне выглядит она весьма привлекательно. «Не книга – невеста!» - воскликнул один эмоциональный человек, когда взял её в руки.

Это избранное из «Складчины», 1-я его книга, которая включила в себя прозу и поэзию. Понятно, не мне, одному из составителей, судить о литературных достоинствах этой книги. Поэтому займусь другим - воспроизведу официальный документ, который сопровождает наше новое, выпущенное тиражом 1000 экз. издание. Из этого документа видно, что выпустили мы «Избранное» не только и не столько для того, чтобы потешить своё авторское самолюбие:

Распределение тиража коллективного сборника «Складчина: Избранное»

Муниципальные библиотеки - 138 (по 3 экз. в каждую из 46 библиотек),

Школьные библиотеки Департамента образования г. Омска – 370 (по 1 экз. в каждую школу),

Министерству культуры Омской области для райцентров – 96 ( по 3 экз. в каждый из 32-х райцентров)

… ну, и так далее…


Вместо «передовой статьи» в «Избранном» помещена хроника «Неистребимая «Складчина», рассказывающая об истории альманаха. В ней среди прочего цитируется моя статья, написанная ещё в 2008 году – к выходу тридцатого выпуска. Называлась эта статья «Делай, что должен, или Комментарий редактора к числу 30»:

«О «Складчине» знают не только в Омске, но и во всех российских городах, где есть отделения и представительства Союза российских писателей (таковые существуют в большинстве регионов страны). Мы – часть общероссийского литературного процесса. Процесса, который силой слова мужественно пытается противопоставить себя всеобщему оболваниванию, «опопсению» и пошлости, насаждаемым с телевизионного экрана, из-под глянцевых обложек и даже с театральных подмостков. Мы – активные участники данного противостояния, и это ко многому обязывает… Конечно, было бы наивным думать, что мы в обозримом будущем одержим верх в этом противостоянии… Но не сидеть же сложа руки, моральная правота за нами. Поэтому надо следовать древнему правилу: делай, что должен, и будь, что будет».

Безусловно, творчество Солженицына заслуживает, как и предлагает Наталия Дмитриевна, двух-трёх «персональных» уроков в школьном курсе русской литературы второй половины ХХ века — как и (называю крупнейших прозаиков) Шолохова, Симонова, Шукшина, Распутина, Белова, Стругацких, Аксёнова, Трифонова, Гранина («Иду на грозу»), Бориса Васильева и некоторых других. Но и здесь речь не об «Архипелаге»...

История на уроке литературы

Даже сам президент страны, как это видно из его беседы с Н. Солженицыной, опасается навязывать своё мнение федеральному Министерству образования, которое уменьшило пять школьных часов, предназначенных для изучения литературы, до двух. Что ж, а мы попробуем зайти с другого конца - не «сверху», а «снизу» – со стороны самой школы. Мы готовы вслед за экземпляром «Избранного» придти в любую из 370 омских городских школ и провести беседу о современной литературе, о местных писателях. В такой ситуации на первый план выходит фигура школьного библиотекаря. Теперь уже во многом и от него, а не только от учителя-словесника зависит литературная эрудированность наших детей и внуков. Было бы здорово, если по каждому экземпляру нашего сборника, поступившему в школы, было бы проведено по нескольку встреч, литвечеров, а может, и дискуссий. В целом задуманного столичными чиновниками процесса отлучения молодёжи от отечественной литературы это, разумеется, не остановит. Но нужно же сопротивляться. Нужно делать, что должен…

Кстати, понимают это многие. Вот, например, как выражено отношение к «минимизации» (бюрократы от Минпроса употребляют словечко «оптимизация») количества уроков по литературе наши соседи – тюменцы.


Тамошняя арт-группа «Цвет города» демонстративно разрисовала одно из школьных зданий под книжную полку: пусть дети, ежедневно видя такие огромные книжные корешки, помнят, что не компом единым жив человек…

Александр Лейфер, Омск

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе