«Доверяйте ПЕРЕКОПУ»

11 декабря в пространстве кальянной «Аладдин» открылась выставка «Дым.Труд». Мы прогулялись по снежной набережной  с одной из основательниц спайки «ПЕРЕКОП», Софией Драбовской и поговорили о концепции выставки, реакции публики, о труде, досуге, искусстве и жизни в России.


(фото Дарья Мантуленко)

Журналист: Привет, Соня. Глупый вопрос, почему кальянная?

С.Д: Здравствуйте. Почему нет?

Журналист: Это же место для отдыха,интерьеры такие. Как вас пустили?

С.Д:  Не вижу никакой странности, прекрасное место для художественного высказывания. Пустили спокойно, мы умеем строить диалог. При том, если вы заметили, мы довольно часто устраиваем интервенции в разные пространства, не предназначенные для выставок, где обыватель невольно становится соучастником.

Журналист:  Окей, тогда причём здесь труд?

С.Д:  Вы представляете труд кальянщика? Он как пчела бегает целый день, но что он производит? Дым? Что получает клиент? Эстетическое удовольствие, разговор? Нам показалось это схоже со зрителем перформанса, спектакля и др.

Журналист:  Что за работы представлены на выставке? Цветные дома?
Что это значит?

С.Д:  “Досуговые”, “рабочие” учреждения, в большинстве, советского периода, не функционирующие или уничтоженные сегодня. Вообще, написать слово ТРУД арабской вязью, это ли не здорово? Для людей центральной Азии, северного Кавказа, это слово имеет другое значение.

Журналист: С точки зрения визуального или смешивания контекстов?

С.Д: Думаю и так, и так.

Журналист: Поймет ли это обыватель?

С.Д: Может быть, подсознательно. Если исторически посмотреть, кальянные появились в России в 2011. За это время произошел огромный сдвиг: от пошлых дешёвых заведений до лакшери ресторанов в центре Москвы. С этого же примерно времени, “обычный курильщик”стал для общества чем-то вроде опухоли, которую надо всячески вырезать: специальные места в ТЦ,  в фильмах плашки снизу, рекламу запретить и т.д.

Журналист: В таком разрезе,  возникновение кальянных неслучайно?

С.Д: Именно. Сегодня, сейчас это идеальное место для диалога, критики.

Журналист: Не понимаю всё равно, про те здания.

С.Д:  Попробуйте взглянуть на них как на форму. Знаете картины де Кирико или супрематизм?
(закуривает)

Журналист:  Понял. Это тотальный фотошоп?

С.Д:  Ну да, убрали кинотеатр и теперь есть ЖК. Это тоже фотошоп.
(смеется)

Журналист: На выставке я получил квест-схему.

С.Д: Мы разбирались с пространством, вписывали работы. На инструкции был указан адрес, состояние зданий на сегодня, размер работы, чтобы человек мог заинтересоваться, сопоставить, вспомнить. Можете представить, сколько людей трудились, чтобы их построить? А сколько людей там работало? А теперь мы их берем ,вырезаем, помещаем в место, где молодёжь играет в  PlayStation и рассказывает о преимуществах капитализма.

Журналист: На открытии, в одной комнате, были люди и я не увидел одну работу.

С.Д:  Это же классно! Прийти на выставку, не увидеть работу, потому что кто-то закрылся в комнате и курит кальян.
(смеется)
Вы бы могли как-то исхитриться и посмотреть между штор.

Журналист: Я подумал об этом, но лучше зайду в будни. На открытии многие не обсуждали выставку, а  просто отдыхали.

С.Д:  Естественно. Мы не их родители, чтобы каждого ловить и учить. На двери есть афиша, кому нужно может спросить. Было решено не «путать» зрителя  излишней настройкой, приставаниями. Может быть, мы поспешили.

Журналист:  Не понятно же ничего!

С.Д:  А почему должно быть понятно? В этой логике мы должны открыть выставку с названием «Море», где будут картины с морем?

Журналист: Это скучно. Вообще, было как-то странно, неуютно внутри.

С.Д:  Правильно. Общество заражено зрелищем, «причесыванием». Всегда нужен кликбейт,  чтобы картинки, чтобы сменялись,сверкали и т.д. Насчёт труда - его стоит рассматривать через досуг. Скажите, что делает студент, рабочий, менеджер в свободное время? Предлагают ли ему государственные институты что-то, кроме торговых центров и туристических поездок? Вам нравится эта реальность? Мне нет. По-моему, мы застряли в настоящем и не можем помыслить будущего. Труд, который мы проделываем каждый день, на 60% бесполезен. Если менеджеры разного звена завтра не выйдут на работу, ничего не изменится. В мире миллионы проблем, а мы делаем бредовую работу, почему?

Журналист: А какой труд что-то меняет?

С.Д:  Врач, учитель, инженер.

Журналист:  Что с этим всем делать?

С.Д: Продолжу. Почему молодой человек  должен идти в “Пятерочку”, работать по 12 часов, вместо того чтобы работать вдвое меньше и , например, учиться на вечернем в институте, а потом, не влезая в ипотеку, купить квартиру? Или это и есть равные возможности для всех?

Журналист: Вы говорите абсолютно безумные вещи.

С.Д:  Мы  дошли до той ступени, где можем сделать труд на 70% автоматизированным. У нас есть всё, чтобы жить счастливо! Другой вопрос, власть не готова к этому. Во-первых, нужно вкладываться в модернизацию, во-вторых, предоставить некоторую свободу людям. Страшно же!Легче скинуть с себя горстку социальных обязательств, сделать труд еще более дешёвым  и продолжать отупление. Но самое горькое, что  мы сами смирились с этим. Никто не может представить, что он сам может что-то изменить.

Журналист: А как?

С.Д: Маленькими шагами, через низовые инициативы, просвещение, пробуждение самосознания.

Журналист:  Вы очень интересно рассказываете, есть над чем подумать. Выставка продлится неделю?

С.Д:  Да, на закрытии будет лекция Русского философа Александра Монтлевича. Обязательно всем быть.

Журналист: Хорошо. Вы конечно меня немного повергли в шок. С одной стороны, звучит как революционная правда, с другой стороны - шизофреничный бред.

С.Д:  Любая идея, которая предлагает изменения сейчас, звучит так. Думаю, Маркса тоже в свое время дурачком называли. Тот же Дугин 20 лет был просто шизом-маргиналом, а  теперь - видный идеолог. Кроме самой идеи, нужно на ней настаивать. Чем дольше, тем лучше.

Журналист: Вы как будто в туман меня загнали.

С.Д: Сначала туман, потом труд.

Журналист: Как-то грустно.

С.Д:  Надо пережить момент трудности – «перестройки». Поработаем лет 15, а  потом наступит «общество досуга», где мы будем работать 4 часа в неделю.

Журналист: Звучит как фантастика. Кто должен приложить усилия?

С.Д: Все вместе ,или вы хотите переложить это на кого-то? Начнем с простого –  фантазирование.

Журналист:  Хорошо, надо попробовать. Какие у вас планы?

С.Д: Планов много, не будем раскрывать. Впереди новый год. Мы  хотим в новом году, чтобы вы доверяли ПЕРЕКОПУ как знаку качества.  Это всегда будет спорно, интересно, скучно, непонятно.  Не стоит бояться! Слышите про нас , видите афишу - бегом на выставку, показ, концерт  и т.д. Без совместных усилий ничего не получится изменить!

Журналист: Звучит как манифест, призыв и агитация.

С.Д: Только так!

Журналист:  Будем следить за ПЕРЕКОПОМ и доверять вам.

С.Д:  Вы уже начали! Ждем остальных. До новых встреч.

Журналист: До свидания.


записано 12.12.2022

Автор
Журналист Михаил Тетерин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе