Гармоничный и целостный мир

Старинный Ярославль известен многими памятниками культуры и архитектуры, которые раньше были простыми дворами, домами или даже кварталами, в которых люди когда-то всего лишь жили. Они хранят в себе память о тех, кто провел в них свой век размеренно и тихо. Помнят и тех, кто сгорел на костре творчества или общественной деятельности. Театральные дворики областного центра пока не внесены ни в какие реестры. Так называют дома, возведенные сразу после войны для артистов театра имени Волкова. Они построены на бывшем пустыре. Там, где когда-то стояли здания, разрушенные при бомбежке Ярославля. Сегодня здесь проходит улица Чайковского.


Когда входишь в это место с суетливой улицы, то словно совершаешь переход в другой, более гармоничный и целостный мир. Здесь можно почувствовать, как дух прошлого все еще тихо витает среди бледно-желтых стен старинных зданий, среди прекрасных, ухоженных цветников, декоративных клумб и многочисленной зелени. Мгновение здесь, как по Гете, почти остановилось...
В нашем настоящем современную красоту поддерживают те, для кого история этого двора является частью собственной жизни. В первую очередь это самая активная местная жительница и цветовод-любитель Эльвира Николаевна Бойченко. Благодаря ее увлеченности и другие жители проявляют все больший интерес к растительной красоте.
О начале истории театральных двориков нам поведала другая их жительница - Татьяна Владимировна Троицкая. После войны на этом месте находился обычный пустырь.
По воспоминаниям Татьяны Владимировны, раньше большинство актеров театра имени Волкова жили в гостинице «Центральной», что раполагалась прямо напротив места их работы. Татьяна Троицкая еще застала те времена. Ее папа также был известным в свое время ярославским актером. Играл в Волковском с 1937 по 1959 год.
- Часто в перерывах между спектаклями он приходил домой выпить кружку чая прямо в костюме и гриме. Для этого нужно было лишь пересечь улицу Первомайскую, где находилось общежитие театра, - вспоминает Татьяна Владимировна.
В конце сороковых на упомянутом пустыре по инициативе руководства театра решили возвести пару домов для постоянного жилья актеров. Прорабами и мастерами были русские. Рядовыми строителями - военнопленные немцы, причем невзирая на звание и образование. Хотя среди них попадались и довольно опытные инженеры. Семья Троицких поселилась в одном из двух актерских домов в 1948 году. Здания здесь были построены не только для работников театра.
Эти дома тогда казались верхом комфорта. В начале пятидесятых в них имелись все современные удобства. Недаром по соседству сразу в двух квартирах жила семья Ждановых. Ее глава был заведующим областным финансовым отделом. Тут же в разное время жили несколько секретарей обкома партии.
- А какая патриархальная тишина стояла здесь в 1948-м, вы не представляете! По улице Чайковского проходил небольшой бульвар. Вокруг - обычные одноэтажные дома с хозяйствами, огородами и палисадами. Недаром актеры прозвали это место хуторами, - рассказывает Татьяна Владимировна.
Однако, несмотря на внешнюю провинциальность этого места, здесь проходила жизнь передовых людей области и страны. До 1953 года на «хуторах» проживал заслуженный деятель культуры РСФСР театральный режиссер Петр Васильев. Здесь же поселился заслуженный театральный художник РСФСР Александр Левитан.
По воспоминаниям Татьяны Троицкой, в то же время на ярославской сцене большой популярностью пользовалась актерская супружеская пара - Комиссаровы Сергей Михайлович и Вера Ивановна. Они также жили по соседству с Татьяной Владимировной. Здесь же обитали заслуженные артисты СССР Григорий Белов, Валерий Нельский, народный артист СССР Сергей Тихонов. Позже в театральных двориках провели немало лет своей жизни народные артисты России Николай Кузьмин, Феликс Раздьяконов. В этом месте закончил свой жизненный путь и Валерий Сергеев - предпоследний директор театра имени Волкова, о котором до сих пор с теплотой вспоминают и соседи, и бывшие подчиненные. До сих пор тут живет народная артистка России Наталья Терентьева - лауреат премии «Золотая маска» и премии имени Рыбакова.
Актеры умели не только талантливо работать, но и весело отдыхать. Отношения с соседями и вообще атмосфера во дворе всегда были положительными.
Самым фееричным праздником, конечно, был Новый год. В центре двора ставили елку и вместе водили вокруг нее хороводы.
На Рождество соседи собирались в большую шумную компанию и ходили по квартирам колядовать. В этом участвовали и режиссеры, и актеры, и другие жители. Ранги и звания теряли значение.
Особой традицией были посиделки у театральной пары Сергея Тихонова и Натальи Терентьевой. У них была самая большая кухня. В ней и собирались оживленные актерские компании. Как правило, это происходило по понедельникам, когда не было спектаклей. Пили чай, обсуждали новые фильмы, постановки, читали стихи и просто общались.
На эти посиделки приходили не только актеры и режиссеры Волковского театра, но и заезжие гости, порой знаменитые на всю страну. В начале 60-х бывали на этих посиделках кинорежиссер Григорий Чухрай и актриса Нина Дробышева. Это было вскоре после выхода фильма Чухрая «Чистое небо».
Бывал на посиделках у Терентьевых кинорежиссер Вадим Дербенев, известный своим фильмом «Змеелов». Приезжали Иннокентий Смоктуновский, Михаил Пуговкин, Маргарита Эскина - директор Центрального Дома актера в Москве - и другие известные люди.
В те давние годы для талантов Волковского театр был скорее образом жизни, чем профессией. Как вспоминает Татьяна Владимировна, актерская зарплата тогда была невелика. Это сейчас, по ее словам, молодые актеры сначала смотрят на гонорар, а только потом оценивают фронт работ. Для советских актеров на первом месте стояли идея, искусство.
Казалось бы, из такого двора, да еще и из актерской семьи, - прямой путь на подмостки. Многие знакомые актеры отмечали, что у Татьяны Троицкой есть все способности для сцены. Но ее решение оказалось неожиданным.
После школы она поступила не в театральный, а в пединститут на факультет иностранных языков. Потом работала в школе с углубленным изучением английского.
- Учитель тоже актер, только немного другого рода. Пока объяснишь материал, и споешь, и станцуешь. Я любила английский, поэтому мне нравилась и моя профессия, - с улыбкой говорит Татьяна Владимировна.
Позже она пять лет прожила на Сахалине. Но затем вернулась в родной театральный дворик и больше его не покидала.
Сегодня в театральных двориках осталось всего несколько старожилов, которые помнят их яркую многогранную историю. В основном живет молодежь. Ей не до истории - большая часть времени уходит на работу.
Но былое веселье время от времени возвращается сюда и в наши дни. Соседские отношения между жителями двориков по-прежнему крепки. Хотя театральной жизни это теперь никак не касается. Последний раз в мае всем двором ярко и весело отметили день соседей.
Были недавно тут две девушки. Как оказалось, реставраторы из Москвы - шли мимо и сразу заметили необычную архитектуру этого места. Говорили, что здесь очень специ­фические старинные дома. На фоне современной агрессивной точечной застройки они вполне достойны звания архитектурного наследия города. Тем более с такой богатой историей.
Но это только впечатления. Сегодня театральные дворики все еще продолжают свой размеренный путь по времени и быту. Каждую весну они пестреют цветами самых разных видов и дышат многочисленной зеленью.
Их жители по-прежнему стараются хранить уют и дух камерной гармонии с окружающим миром.
Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе