«Город, который не случился»: история села Великое

Корреспонденты «Яркуба» отправились в Гаврилов-Ямский район, чтобы узнать, почему село Великое называют «городом, который не случился».

Разобраться в исторических фактах журналистам помогла краевед Галина Сутугина. Она родилась, выросла и до сих пор живет в Великом, работая учителем истории в местной школе и заведуя краеведческим музеем.


Великое является самым большим селом в Ярославской области. Три века назад оно было одним из важных торговых центров России. Благодаря своему прошлому, для туристов это село может оказаться поинтереснее многих крупных городов. О том, где под Ярославлем найти «окно в Европу» Петра I, увидеть дом, в котором жил царь, и узнать историю «города, который не случился», — читайте в материале «Яркуба».



Царский подарок

В XVII веке Великое находилось во владении династии Романовых и передавалось по наследству членам царской семьи. Особенно часто его посещал Петр I. Связано это с тем, что село было важным торговым центром и находилось на пересечении торговых путей. Местные жители с гордостью рассказывают о визитах царя.

— Согласно сохранившимся документам, Петр I шесть раз приезжал в наше село и всегда останавливался в доме со сводчатыми потолками, — поделилась Галина Сутугина. — В Великом есть только два таких здания, но где именно жил царь, доподлинно неизвестно. Однако на одном из них все же висит табличка: «В этом доме по преданию в 1702—1705 гг. останавливался Император Петр I. Самодержец всея Великия, Малыя и Белыя Руси». В вывеске присутствует историческая ошибка. Там написано: «Император Петр I», но на тот момент он был просто государем.


В 1709 году царь подарил Великое своему другу и сподвижнику, генерал-фельдмаршалу Аниките Ивановичу Репнину за разгром Швеции в битве под Полтавой. Для Петра I победа в этой войне была невероятно важна. Государь мечтал о выходе в Балтийское море, который позволил бы России наладить прямые торговые связи со странами Запада и построить там флот.

В Полтавском сражении князь Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в авангарде. К слову, именно этот триумф русской армии стал переломным моментом в Северной войне, который впоследствии привел нашу страну к победе.

Когда Аникита Репнин приехал в Великое, многие здания села были деревянными. Из-за этого там часто возникали пожары. Князь попробовал решить эту проблему с помощью реконструкции.

— Он ввел кольцевую систему по Санкт-Петербургскому принципу. Посады (улицы — прим. ред.) были организованы следующим образом: 10–15 каменных домов стояли вплотную друг к другу, а между ними — небольшой переулок, чтобы было удобно перемещаться по селу и тушить пожары.


Самый первый центральный посад был отведен под торговые ряды. Ежедневно там работали 25 человек. Кроме того, два раза в неделю ремесленники проводили базары. Каждую осень в честь праздника храма Рождества Богородицы традиционно устраивали двухнедельную ярмарку. На нее в первые числа сентября в Великое съезжались не только русские, но и иностранцы — бельгийцы, голландцы, англичане. Все хотели купить знаменитое ярославское беленое полотно.



Великосельский кремль

Благодаря военачальнику в селе появилась одна из главных достопримечательностей — храм Рождества Богородицы. Церковь была построена со столичным размахом. Шестистолпный храм представляет собой динамичную и величественную пирамидально-центрическую композицию, обращенную вверх — к Богу. В XVIII веке таких храмов в России было всего девять, один из них — Успенский собор Московского Кремля.


Стены Великосельской церкви расписаны фресками по сюжету Евангелия. Каждое новое изображение является отдельной страницей священной книги.

Стоит отметить, что в храме необычно расположен церковный хор. Место под него отведено над алтарной частью, благодаря чему звук равномерно распределяется по залу, и прихожане не могут понять, откуда идет пение.

— Князь Репнин хотел, чтобы церковь была уникальной, и каждый смог обрести там свое место, — добавила краевед. — Когда храм возвели, население села превышало пять с половиной тысяч человек, и тогда пространство святыни заполнялось полностью.


После смерти Аникиты его внук Петр Репнин построил вторую церковь — Покрова Богородицы. А через 17 лет, в 1758 году, между ними появилась Соборная колокольня. В одной из стен этой башни было прорублено символическое «окно в Европу», через которое люди смотрели на Запад и вспоминали государя Петра I.



Эпидемия туберкулеза

Несмотря на реконструкцию села, пожары продолжались. После того, как оно в очередной раз выгорело дотла, его продали за бесценок одному из богатейших людей XVIII века Савве Собакину. Купец приехал в Ярославскую губернию не по своей воле. После победы над турками императрица Екатерина II приказала устроить большой праздник и всех желающих угощать чаркой водки. Собакин, управляющий питейной, приписал к этим расходам и свои собственные траты, дескать, казна не обеднеет. Императрице об этом донесли, она сильно разозлилась на Савву и выслала его из Санкт-Петербурга.

В это время жители Великого преимущественно занимались ремеслом — обрабатывали лен, шили сапоги и одежду, готовили колбасы, торговали лошадьми, работали в кузницах. Это не приносило никакой прибыли селу и не пополняло его казну. Собакин же хотел развивать Великое и решил построить там первое крупное предприятие — льнопрядильную-ткацкую фабрику.

— Она просуществовала не очень долго, — рассказала Галина Николаевна. — При переработке льна в воздух поднималось много трухи, ей работницы и дышали. Производство быстро привело к эпидемии туберкулеза в селе, и местные жители обратились к главе Ярославской губернии Алексею Мельгунову с просьбой о закрытии фабрики.



«Город, который не случился»

Приехав в Великое, можно услышать, что его называют «городом, который не случился». И это неспроста. Немного позже, после закрытия льнопрядильной-ткацкой фабрики, по инициативе генерал-губернатора Алексея Мельгунова селу хотели дать звание города. Однако воплотить идею в жизнь не получилось, потому что Великое все еще находилось в частной собственности Саввы Собакина.

Спустя почти век купец Александр Локалов хотел построить здесь фабрику и железную дорогу. Но местные жители были категорически против запланированного предприятия, опасаясь новой эпидемии туберкулеза. Тогда его построили в семи километрах от села. Так появилась Гаврилов-Ямская льняная мануфактура, а Великое навсегда осталось селом.

Автор
Анна Кузьмина. Материал подготовлен совместно с Ярославским отделением Русского географического общества
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе