Иерусалим: город славы Христа

Иерусалим стал центром Израиля со времен правления пророка и царя Давида, за тысячу лет до рождения Спасителя.
В годы же Его земного служения город был уже одним из крупнейших политических, торговых и религиозных центров всего Ближнего Востока. 
Хотя бы раз в жизни в нем должен был побывать каждый иудей.

По обетованию Божию город должен был стать и местом славы обещанного Мессии.

ГОРОД И ЕГО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ


Понтий Пилат, Джотто

Столица древнего Израиля времен Спасителя относилась к Иудее – одной из главных областей Земли обетованной. Располагался город в гористой местности, примерно в 20 километрах к северо-западу от Мертвого моря. С восточной стороны его окружали горы, с запада – равнина, простиравшаяся на 60 километров, вплоть до Средиземного моря.

В годы земной жизни Спасителя Иерусалим управлялся римским прокуратором  (префектом, управителем)) Иудеи Понтием Пилатом. Город был достаточно большим по меркам своего времени – в нем было все необходимое для быта и досуга жителей столицы большого государства.


Ирод Антипа

По периметру Иерусалима была возведена высокая и прочная каменная стена с целым рядом башен, которые служили дозорными вышками и частично входами. На севере стена с двух сторон примыкала к крепости Антония, внутри которой находилась резиденция римского прокуратора.

За северо-западными стенами находилась гора Голгофа, где впоследствии был распят Господь. На западе стены упирались в большой и величественный дворец иудейского царя Ирода, к которому примыкала еще одна небольшая крепость – цитадель.

Из значимых городских построек выделялись Зрелище и Форум – они служили для развлечения, театральных постановок, философских диспутов. Все это было перенято правителями Иудеи у Рима. Располагались эти постройки в самом центре Иерусалима, с юго-запада примыкая к храму.
С запада к Зрелищу примыкал еще один дворец – царя Ирода Антипы.


Рисунок Юлии Кузенковой

ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ

Несомненно, главной святыней, центром всех надежд народа Израиля был Иерусалимский храм. Он занимал всю северо-восточную часть города, будучи обращенным за его пределы только с востока. С севера храм примыкал к уже упоминавшейся крепости Антония, с юго-запада – к Форуму.

Он был разделен на три основных части: двор, святилище и святая святых.

Во дворе храма собирался на молитву и богослужения простой народ. Там же был устроен жертвенник для принесения в жертву животных, а также умывальница.

В святилище могли входить только священники. В нем также находились специальные предметы для богослужения: стол с 12 хлебами, золотой семисвечник (светильник), кадильный алтарь, на котором священники воскуряли фимиам (ладан, благовоние).


Макет-реконструкция Иерусалимского храма времен Ирода Великого

Главной частью храма была святая святых – особое помещение, в котором некогда хранился Ковчег завета, заключавший в себе скрижали с заповедями, данными Моисею на горе Синай, чашу с небесной манною, жезл Аарона, а позднее – священные книги. Ковчег был выполнен из дерева и обложен со всех сторон золотом. На его золотой крышке были изображены фигуры двух ангелов. Дотрагиваться до ковчега завета строго воспрещалось – его носили на двух длинных шестах. В святая святых мог заходить только первосвященник – один раз в год, для принесения особых молитв за весь народ Божий. Впрочем, скорее всего, ко времени Спасителя Ковчег уже был утрачен.

Стоит еще отметить, что храм был непосредственно связан с событием входа Господня в Иерусалим. По преданию Церкви, Спаситель на осленке въехал в Иерусалим через Золотые ворота (Ворота милосердия). Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге – и в Свой дом.

ПАДЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА

Одним из обвинений в адрес Спасителя было Его пророчество о разрушении Иерусалимского храма. Первосвященники утверждали, будто Христос призывал к тому, чтобы уничтожить святыню, но на самом деле суть Его слов была в ином. Иисус не призывал к насилию, а лишь предупреждал о том, что великий город ждет катастрофа, если его жители не примут обещанного Мессию.


Разрушение Иерусалимского храма. Хайес Ф., 1867 г.

Увы, так и случилось – в 70-м году нашей эры, чуть менее чем через полвека после евангельских событий, Распятия и Воскресения, на глазах еще первого поколения христиан. В Иудее разгорелось восстание против римского владычества, которое было жестоко подавлено войсками императора Тита Флавия. В ходе штурма Иерусалима древний город был превращен в руины, а Храм сгорел. Эти события обернулись трагедией для всего народа Израиля, чье государство на века прекратило свое существование, столица пришла в упадок, а сами иудеи оказались рассеяны по всему миру.

Фото анонса PavelGnatyuk

МИЛОВ Сергей
Автор
МИЛОВ Сергей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе