Искусство монтажа и крупного плана

Шесть цитат от Массимилиано и Дорианы Фуксас: о русском дизайне, о форме, Хичкоке, социальной ответственности, таинственном квартале и любви к жене.

Массимилиано Фуксас: "Меня абсолютно не интересует форма!". Фотография Аллы Паликовой

Массимилиано и Дориана Фуксас приехали в Москву для того, чтобы наградить победителей конкурса на лучший дизайн-проект дверной ручки, организованный фабрикой ASSA ABLOY – Valli&Valli, компанией Триумфальная Марка и агентством ProjectNEXT. Все восемь победителей получили свои грамоты из рук Фуксаса лично. Победителем конкурса стал Михаил Лейкин с проектом дверной ручки Supersonic:


Массимилиано Фуксас поздравляет победителя конкурса на разработку лучшего проекта дверной ручки Михаила Лейкина. Фотография предоставлена компанией Триумфальная Марка


Работа победителя конкурса Valli&Valli Михаила Лейкина. Дверная ручка Supersonic

Свое участие в жюри конкурса Массимилиано и Дорина объяснили так: «Нам никогда не нравились ручки, предлагаемые большинством производителей. Поэтому мы решили делать их сами». А русских дизайнеров дружно хвалили (впрочем, формат мероприятия к этому располагал).

1.

Массимилиано Фуксас:

«В течение долгих лет мы ничего не слышали о российских дизайнерах, но я уверен, что они большие молодцы. Российские дизайнеры никого не копируют. Поэтому их работы часто кажутся загадочными и поэтичными. У них невероятное желание выразить себя. Я думаю, что в отношении креатива в ближайшие годы в России появится много интересного».

Дориана Фуксас:

«Первое, что мы заметили: российские дизайнеры умеют рисовать лучше итальянских. Второе – работы российских дизайнеров раскрываются сами собой: смотришь на ручку, и она объясняет все, что хотел сказать ее автор. В предметах российского дизайна меня восхитили функциональность, пропорции, техника рисунка и новизна».

Надо признать, что в Белой гостиной ЦДА в этот вечер безраздельно царствовал Массимилиано. Он начал с того, что архитектор – это творец, деятельность которого не ограничивается только архитектурой. Искусство вообще безгранично, именно поэтому для них с Дорианой не составляет труда совмещать проектирование и промышленный дизайн.

Далее, по словам Фуксаса, форма – понятие несущественное для настоящего архитектора. Фуксас убежден, что не может быть заранее выдуманной формы. Она задается потребностями человека-потребителя, особенностями места, топографией и т.д.

2.

«Если в нашей архитектурной студии кто-то позволит себе спросить, какой формы будет наш проект, мы убьем его на месте. Если же найдется кретин, пытающийся определить стиль нашей архитектуры, мы убьем дважды!»

Понять проекты, разработанные четой Фуксас, бросив на них лишь беглый взгляд, невозможно. Просматривая фотографии объектов, очень сложно уловить их целостный образ – с каждого нового ракурса они раскрываются по-иному. Массимилиано Фуксас объясняет причину такого восприятия тем, что он не занимается планировкой пространства, он его режиссирует, подобно Альфреду Хичкоку. Альфред Хичкок совершенно по-особому научился управлять светом, доводя каждый кадр своего фильма до абстрактного завораживающего зрелища, ракурсы съемок у него непредсказуемы.

3.

«Мои любимые режиссеры – Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик. Первый научил меня искусству быстрого, дробного монтажа. Второй – драматургии крупных планов. «Головокружение» – фильм Хичкока, который помог нам с Дорианой понять, чего же именно не хватает нашей архитектуре. В этом фильме каждый план выстроен вопреки кинематографической традиции. Все лишнее вырезается. В кадре остается самое важное. В своей работе мы стремимся к тому же. Чтобы понять наши проекты, нужно оказаться внутри них».

В качестве красочного примера такого срежиссированного пространства Фуксас привел исследовательский центр Феррари в Маранелло. Главные герои проекта – свет, отражения в водных поверхностях и шум ветра в кронах деревьев.


Исследовательский центр Ferrari

Памятуя о седьмой венецианской Биеннале, куратором которой был Массимилиано Фуксас, журналисты вывели его на тему социальной архитектуры и социальности архитектора. Ведь тогда Биеннале проходила под лозунгом «меньше эстетики, больше этики».

4.

«Вопрос не в том, чтобы быть социальным, – вопрос именно в этике. А этичный человек – это тот, кто умеет сказать «да!» и «нет!», это тот, кто откажется пожимать руку какому-нибудь важному министру, если считает последнего плохим человеком».

Между тем, как это бывает у звезд, архитектура Фуксаса кажется далекой от человека, недоступной и непомерно дорогой. Опровергая это мнение, архитектор привел цифры в евро за один квадратный метр – по его словам, в среднем это 1200 евро.

5.

«Стоимость строительства всегда остается приблизительно одинаковой. Просто хорошая архитектура выглядит дорого» – сказал Фуксас. А после небольшой паузы рассказал об одной из своих работ, неизвестных широкой публике.

В конце 1990-х Массимилиано и Дориане Фуксас предложили разработать проект застройки целого квартала в весьма неблагополучном криминальном городке недалеко от Марселя. Этот город насчитывал порядка 80 тысяч жителей – преимущественно рабочего класса. Большая часть населения была занята на предприятиях нефтяной индустрии, ежеминутно отравляющей город выбросами. Здания здесь лепились одно к другому, солнце практически не проникало в помещения, а северный ветер приносил ядовитые потоки воздуха с предприятий. Женщины и дети боялись выходить на темные и грязные улицы. Весь квартал находился в руках наркодилеров.

Архитекторы взялись спроектировать современное жилье и инфраструктуру взамен полутора тысяч квартир, пребывающих в ужасающем состоянии.

6.

«Мы провели вдоль домов новую дорогу – так, чтобы она освещалась солнцем. Высадили деревья. Построили здания с террасами и большими окнами. Организовали в центре площадь. После окончания работ я долго собирался с мужеством, прежде чем пойти и посмотреть на результат. Я прошел по построенной нами дороге к светлой площади, увидел зеленый парк и людей, которые, наконец-то, вышли на улицу…

За все прошедшие годы никто ни разу не сказал нам за это спасибо. Проект никогда не был опубликован ни в одном журнале и ни в одной газете, и сегодня я рассказал о нем впервые».

После этого рассказа в зале раздались аплодисменты.


М.Фуксас: "За все прошедшие годы никто ни разу не сказал нам спасибо". Фотография Аллы Павликовой

В заключение пресс-конференции Массимилиано Фуксас, придерживаясь правил монтажа Альфреда Хичкока, выделил главное: «Нам с Дорианой очень повезло, потому что мы вместе уже 33 года. И я верю (я говорю за себя), что мы друг друга все еще любим». Сама Дориана, уступив первенство звездному мужу, за все время сказала лишь несколько слов о конкурсе и о русских дизайнерах.


Дориана Фуксас. Фотография Аллы Павликовой

Позднее, живо общаясь с заполненным до отказа залом по-английски без перевода, Массимилиано Фуксас весело рассказывал о своих фантастических объектах – от роскошного небоскреба Армани в Токио до Аэропорта в виде огромного самолета.

текст: Алла Павликова

Агентство Архитектурных Новостей

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе