Какого цвета этот город?

По мнению корреспондента одной из центральных газет, среднестатистический российский город – серого цвета. А серый цвет, считают психологи и медики, действует подавляюще и угнетающе, тормозит умственные и физические процессы в организме. Когда его немного, он может успокаивать нервную систему, но когда всё вокруг серое, он превращается в источник депрессии и непобедимой тоски, опасные не только для индивидуума, но и для общества.

По чистой случайности статья вышла в канун очередного заседания коллегии Ярос­лавской мэрии, где речь шла о том, каким цветом красить фасады домов в нашем городе. Вопрос в повестке дня был сформулирован, конечно, более солидно: «О разработке колористической карты-схемы и оформлении колерных паспортов окраски фасадов зданий». Умные слова суть дела не меняли, но свидетельствовали о том, что наши специалисты копнули глубоко и пускать дело на самотёк отныне не намерены.  

Грозит ли Ярославлю засилие серого цвета? Не знаю, не уверена, вопрос дискуссионный, да он и не обсуждался. А вот то, что в городе немало зданий, размалёванных на манер боевой раскраски африканских племён мумба-юмба, – это точно. Читатели «Северного края» не раз обращали внимание на ядовито-зелёные фасады некоторых продуктовых магазинов и молодёжной поликлиники. Сообщали о доме на Московском проспекте недалеко от Большой Фёдоровской, в преддверии предстоящего юбилея города выкрашенном в канареечный цвет, от которого глаза режет. На улицах появились тёмно-синие и даже чёрные стены – в общем, стало ясно: руководству города пора брать ситуацию в свои руки.

Цветовая неразбериха – такая же крайность, как монотонная серость – это другой полюс одной проблемы. Учёные предупреждают: цвет формирует поведение людей. Красный возбуждает, это цвет революционных знамён. Чёрный – это ночь, мрак и ужас (пиратские флаги чёрные). Хорошо «поработал» оранжевый цвет на украинском майдане. Примеров можно привести множество, суть одна: с цветом следует обращаться осторожно, он такой же ресурс для организма, как вода и еда: в умеренных количествах и при должной разборчивости – благо, при отсутствии меры и внимания к тому, что ты по­требляешь, может стать отравой.

Разобраться в проблеме применительно к Ярославлю было поручено директору департамента архитектуры и развития территорий Игорю Лебедеву и его команде. Он признал, что вопрос цветового решения наших улиц и площадей действительно до недавнего времени оставался безнадзорным. Городу надо было до этого «дозреть», по­требовалось время, чтобы изучить существующий отечественный и зарубежный опыт и выработать наконец свою концепцию.

Основой работы, которая началась в прошлом году, стало обследование 58 улиц и шести площадей Ярославля. Оно велось в разное время суток с фотосъёмкой фасадов, последовательно чётной и нечётной нумерации и составлением «развёртки» каждой улицы. Одновременно тут же на месте велось описание цветового состояния фасадов с обозначением цвета в принятой для этого международной системе.

В ходе работы была создана, а потом применена методика нанесения на карту-схему групп колеров для каждого фасада с использованием специальной графической программы GIMP-2. В результате на общем плане города появилась замкнутая цветовая схема каждого квартала.

Параллельно с помощью той же программы специалисты проводили графическую разработку фасадов, по опорным точкам которого устанавливались границы поверхности для заливки тем или иным цветом.

Своеобразными маяками для поисков колористического решения служили памятники архитектуры. Итогом стало появление колористической карты-схемы города.

По словам Лебедева, в ярославской палитре около 400 цветов. Они неяркие, приглушённые, здания, где выбраны они, стали настоящим украшением города. Достаточно посмотреть на многие дома, обновлённые к юбилею, чтобы в этом убедиться.

Чтобы внедрить результаты проведённого обследования в жизнь широко, были придуманы так называемые колерные паспорта. Департамент архитектуры получил от департамента городского хозяйства перечень многоквартирных домов, вошедших в программу ремонта к 1000-летию. Для них были подготовлены паспорта с научно обоснованными рекомендациями по цвету, их передали компаниям, выигравшим конкурсы на проведение работ, а это уже гарантия покраски фасадов не как попало, а по науке.

За год подготовлено и выдано более 350 таких колерных паспортов, заявки на новые продолжают принимать. Департамент Лебедева ведёт работу по формированию каталога цветов под названием «Ярославская палитра». Этот каталог обеспечит единую систему окраски зданий и сооружений и станет отнюдь не «изобретением велосипеда»: он создаётся на базе международной системы обозначения цвета NCS c учётом рекомендаций исследовательского центра «Энлаком» и опыта других городов.

Значит ли это, что «беспаспортных» у нас теперь совсем не будет? Нет, конечно. Насильно такую практику не внедришь. Задача городской архитектуры – сделать процедуру получения колерных паспортов максимально простой и понятной для всех владельцев зданий. И вообще, судя по репликам из зала, ещё есть много вопросов, над которыми стоит задуматься.

– Что, если предприниматель, вопреки всему, возьмёт да и покрасит принадлежащее ему здание в «свой» цвет?

– Это будет означать, что администрация района спит, – парирует мэр Волончунас.

– Нужно улучшить организацию выдачи колерных паспортов. Обязательно ли людям ходить по каждому дому к вам в архитектуру? Подготовьте общую картину по каждой улице с паспортом для каждого дома. Когда подойдёт время ремонта, рекомендации уже будут готовы.

– Пусть приходят к нам в общий отдел с адресом интересующего дома, проблем с паспортом и сейчас не будет, – уверен Лебедев.

А вот над тем, как быть с брэндовыми цветами сетевых магазинов, наверное, придётся ещё поразмыслить всем. У каждого из них своя раскраска. Иногда магазины рядом, и одна раскраска накладывается на другую. Очевидно, нужно искать компромисс. Есть случаи, когда раскраска сетевого магазина занимает весь лицевой фасад многоквартирного дома: броская реклама, конечно, – двигатель торговли, но многим жителям это не нравится. Возможно, следует установить процент площади, которую вправе занимать фирменная раскраска, возможно, просто объяснять людям, что чёрно-асфальтовая стена не лучше.

Так или иначе, город, кажется, впервые в своей истории заинтересовался цветом. Остаётся надеяться, что эта тема останется актуальной не только в канун его юбилея, но и после.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе