Коллекция сезонного хранения

Анна Толстова о новой экспозиции Музея стрит-арта
Петербургский Музей стрит-арта открывает сезон выставкой «Вспомни завтра», в которой участвуют два десятка художников и художественных групп из Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары, Омска, Новосибирска, Москвы и Петербурга. 


Она сделана кураторами Наилей Аллахвердиевой и Арсением Сергеевым, отважно соединившими уличное искусство с музейным

Частный Музей стрит-арта открылся в Петербурге год назад, к "Манифесте", расколов художественную общественность на два лагеря — за и против. Поводом к расколу стала, конечно, не первая выставка, антивоенный "Casus pacis", кураторам которого, Анне Нистратовой, Вове Воротневу и Михаилу Астахову, удалось объединить украинских и российских художников под лозунгами пацифизма и критики империализма. Тут как раз почти все сошлись во мнении, что это был один из лучших пунктов в параллельной программе политически пугливой в целом европейской биеннале. Просто сама идея музея уличного искусства многим кажется абсурдом: дескать, raison d'etre стрит-арта как раз и состоит в том, чтобы музея избежать, улица ему — и мастерская, и выставка, и дискуссионная платформа, и этический кодекс, интернет ему — архив, а музея не положено. Между тем бесконечно расширяющаяся вселенная современного искусства давно стремится вобрать в себя стрит-арт, множество "уличных" выставок, фестивалей, конференций и ученых трудов тому подтверждение, а стрит-арт, со своей стороны, давно готов перейти в легальное поле, оставив романтику городской герильи начинающим. До музеев пока не доходило, но, как шутят основатели петербургского Музея стрит-арта, пусть про нас напишут в историях искусства, что они были первыми и у них ничего не получилось. У музея пока, видимо, нет четкой концепции — он строится стихийно, в полном соответствии с духом своего предмета, однако говорить, что не получилось ничего, было бы преждевременно.

Кураторы убедительно показали, что искусство сегодня не проводит границ между "белым кубом" галереи и промышленной руиной


Фото: предоставлено музеем стрит-арта

Петербургский Музей стрит-арта, зарегистрированный как частное учреждение культуры еще в 2012 году, расположен на Заводе слоистых пластиков в Красногвардейском районе на шоссе Революции — только революционная топонимика напоминает о социалистическом прошлом этого места, вскоре его явно накроет волной капиталистической джентрификации. Завод слоистых пластиков, председатель совета директоров которого Дмитрий Зайцев возглавляет попечительский совет музея, работает на треть мощностей, и собственно музейная часть, то есть постоянная экспозиция с работами покойного Паши 183, Кирилла Кто, Тимофея Ради, Александра Жунева и других знаменитостей, помещается на территории действующего предприятия, где пропускной режим и надо заранее записываться на экскурсии. Но большой кусок заводской территории выделен под своего рода выставочный зал, частью в заброшенных цехах, частью под открытым небом — туда вход по билетам, без ограничений. К 2017 году музей обещает собрать коллекцию в 70 единиц хранения, то есть фресок и граффити кисти (вернее, баллончика и валика) отечественных и зарубежных мастеров уличного искусства. Выставочный зал, или, как его называют в музее, креативный кластер, поможет в отборе — кого брать в будущее. Помимо сезонной выставки, какая, судя по всему, обречена постоянно дополняться новыми экспонатами по ходу дела, здесь построят летнее кафе, заведут концерты, кинопоказы, театральные постановки, программы лекций и мастер-классы для детей "Meet The Street". Правда, сезонная сменяемость выставок предполагает, что прошлогодние работы будут уничтожаться: так, от "Casus pacis" ничего не осталось, все стерто, смыто или закрашено. И хотя в своей естественной среде стрит-арт именно так и живет, против музейного вандализма участники прошлой выставки протестовали, даже такой ветеран движения, как Дмитрий Булныгин возмутился тем, что его чудесные милитаристские обезьяны, спускающиеся с кремлевской стены, были уничтожены.

Так или иначе выставка этого года называется "Вспомни завтра" и принципом ретроспективной футурологии перекликается с основным проектом Венецианской биеннале "Все будущие мира", посвященным всем прошедшим и настоящим конфликтам и противоречиям. Ее кураторами стали работающие в Перми и Москве екатеринбуржцы Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, считающиеся одними из лучших в стране специалистами по паблик-арту, искусству в общественных пространствах. Они решили перемешать художников "музейных" и "уличных", очень убедительно показав, что искусство сегодня не проводит границ между обучавшимися в академиях и взявшимися ниоткуда, между "белым кубом" галереи и промышленной руиной. Если известное эстетство инсталляции и выдает в Петре Белом профессионального графика, равно как и известная зрелищность — профессионального театрального художника в Александре Шишкине-Хокусае, то про Стаса Доброго, Тимофея Радю, группы "Той" и "ZukClub" никак не скажешь, что они принадлежат к какой-то другой, низшей касте. Самой же большой неожиданностью стал дебют омского художника Дамира Муратова в роли муралиста: он собственноручно расписал целую стену фреской "Вместе мы — силос", изображающей массу глазастого, но вряд ли мыслящего тростника. Дамир Муратов, автор постсоцартистской иконы "Che Buraschka" и других известных всей глобальной сети шедевров, не то чтобы частый гость выставок в отделах современного искусства Русского музея и Эрмитажа: слишком уж недворцовый характер имеет его искусство. Так сложилось, что до недавних пор вся культурная жизнь Петербурга была сосредоточена в историческом центре — может быть, Музей стрит-арта возглавит центробежное движение.

www.streetartmuseum.ru
Автор
Анна Толстова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе