Кому больше дается...

Парковки – вообще отдельная тема. Понять чиновников городской администрации можно – сами они, видимо, мало сталкиваются с проблемой, поскольку ездят с водителями. Это вообще участь любой российской власти: она думает, что знает город или страну.

© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Несмотря на то, что Москва остается тяжелым, суетным городом, в котором надо сильно постараться, чтобы не сойти с ума, сказать, что при Собянине все или почти все осталось, как при Лужкове, было бы лукавством.

В меру сил, а скорее в меру своего понимания действительности команда Собянина кое-что подправила в столице. Не обошлось без самих жителей. Это, возможно, не бросается в глаза тем, кто находится в столице ежесекундно, но, в общем, заметно после длительного отсутствия.

Тут можно ломать голову – неужели деньги так влияют на людей? Казалось бы, глупый вопрос. Но одно из удивительных изменений – на дорогах водители действительно стали вести себя приличнее. Будто достаток вселяет если не доброту, то хоть некоторое спокойствие. Да, есть "распальцованные" граждане. Понта много, ума мало. Но их как-то стало меньше, во всяком случае, в пределах центральных зон города. И хотя едва не ежедневно приходят новости о том, как кто-то нарушил правила пешеходного перехода и не остановился, многие люди в центральной части ступают на зебру гораздо увереннее, чем несколько лет назад.

Но что более удивительно, это как раз про деньги, – дорогие машины, которые по 100 тысяч долларов и больше, стали вести себя в целом намного вежливее, чем три-четыре года назад. Раньше именно они да прогнившие "Жигули" хамили больше всех, а наибольшее уважение к другим водителям и пешеходам демонстрировали среднеклассовые "Форды" и "Пассаты".

Сегодня вежливость часто исходит от навороченного "Мерседеса", люксовых "Тойот" (реже от БМВ, почему-то именно 5-й серии, как будто на них особая каста самоуверенных ездит). "А что вы удивляетесь? – объясняли раньше знатоки социальных пороков. – На средних машинах ездит средний класс. Тот самый, который выезжает в Европу и видит, как ведут себя там и который озверел от зверства окружающей жизни здесь". (Возможно, это те самые, которые вышли год назад на Болотную.) "А на крутых машинах за рулем кто? – продолжали наблюдатели. – Водители". То есть объяснялось это тем, что водят подобные машины либо социальные низы, которым не знакомо понятие уважения, либо подчиненные больших начальников, у которых превосходство над окружающими входит в контракт, а то уволят. За последние годы к "уставшим от зверства" присоединились именно владельцы дорогих машин.

Деятельность борцов с "синими ведерками" для Москвы тоже не прошла бесследно – намного реже на столичных трассах (исключение – Кутузовский) встречается черно-синее завывающее мерцание, прорывающееся по встречной. Все-таки "Скорые" видны и слышны чаще. И что совсем удивительно – видят ли это сами горожане? – машины даже в безнадежной пробке пытаются подвинуться и дать дорогу "Скорой". Будто приходит потихоньку к людям понимание – машина может ехать к вашей маме, ребенку, близкому другу…

И уж что-то совсем невероятное наблюдалось несколько дней назад перед Большим Каменным – традиционным местом стояний в пробках в ожидании въезжающих-выезжающих кремлевских обитателей. Ох, какая волна народного гнева висит над ни в чем не повинным мостом…

В общем, стоят машины на светофоре, вдруг справа, от Болотной, знакомое "похрюкивание". За машиной ДПС явно кто-то черно-синий, то есть машина "прокладывает" ему дорогу на мост. Строго поперек их движению стоит несколько машин. Причем эти машины действительно нарушили, выехав на перекресток и не оставив ни малейшего зазора боковому потоку. Гаишник похрюкивает, машины стоят. И вдруг по громкой связи: "Подвиньте, пожалуйста, свою машину вперед". "Пожалуйста"! Он сказал "пожалуйста"! И тон у него был не приказной, а вполне себе человеческий тон. И машину тут же подвинули. То ли болел полицейский в тот день, то ли ощущал себя частью этого города, а потому понимал все трудности и кошмары столицы. В общем, пусть мелко, пусть не так заметно, но что-то, ей Богу, меняется в этом жестоком московском мире.

Рекламы наружной все же поменьше стало. Конечно, Москве еще далеко даже до Питера, где в исторической части ни кургузых палаток, ни бесконечных налепленных вывесок, будто на плохом базаре.

Водители чрезвычайно благодарны за идею поставить секундные счетчики на светофоры, действительно, удобно рассчитывать скорость движения. Причем как на машине, так и ногами. На асфальте появилось больше стрелок, какой ряд идет прямо, какой направо-налево поворачивает. Конечно, сейчас дороги занесет снегом, и не очень эти стрелочки будет видно, но все же. Во всех развитых странах это практикуется для дополнительного ориентира водителей, теперь дошло и до Москвы.

Это важно, особенно с учетом того, что сами дорожные знаки по-прежнему висят в Москве либо где-то очень высоко, либо очень далеко, все это мелкое и плохо разбирается издали да еще по темноте и в снег-дождь. Особое недоумение вызывает знак запрещенного разворота, который часто висит где-то на столбе справа. Необычайно удобно, скажем, для 8-рядной трассы, где люди стоят в левом ряду, а правая обочина вместе со знаком скрывается за линией горизонта…

Лавочки появились на улицах города. Немножко кургузые, но хотя бы деревянные. Раньше, казалось, они все были из металла или его подобия. Вот о чем думали люди, в московском климате ставя металлические скамейки?… Теперь бы еще на остановках поменяли – там тоже металл. Сидеть невозможно. А пенсионерам все же надо присесть в ожидании транспорта.

Собственно, это и есть главная проблема нынешних властей. Когда администрация почти все совершает в экстравагантной, плохо соотносимой с человеческими потребностями манере, вроде как от нее ничего и не ждешь. Ну, типа, очередная глупость. А когда на фоне глупостей вдруг появляются просветы вполне нормальных вещей, на их фоне глупость становится более вопиющей. В этом смысле команде Собянина тяжелее.

Вот, к примеру, кусок Тверской от мэрии и ниже, до Госдумы. Это называется, власти запретили парковку. В итоге, красота неземная – сомнительной чистоты ленточки по столбам и много-много полицейских, вышагивающих вдоль этих ленточек. То ли место стройки, то ли место происшествия огородили… Мировая столица, несомненно, должна выглядеть именно так. Что произойдет, если сделать нормальные платные парковки с разметкой и автоматами? Гоняйте тех, кто вторым и третьим рядом паркуется, парализуя троллейбусы и весь поток, но зачем этот низкопробный ландшафт? Неужели самим выезжающим из мэрии эта жуть не режет глаз?

Парковки – вообще отдельная тема. Понять чиновников городской администрации можно – сами они, видимо, мало сталкиваются с проблемой, поскольку ездят с водителями. Это вообще участь любой российской власти: она думает, что знает город или страну. К примеру, правительство любит рассуждать о штрафах для пьяных водителей. Так ли хорошо чиновники знают тему?.. Когда они в последний раз садились за руль?

Примерно то же происходит с парковками в центре Москвы. Повесили вдоль бульваров электронные табло – сколько мест свободно, сколько занято. Очень красиво, инновационно, рыжие буковки подмаргивают в темноте. Одно "забыли" – платить-то где?! "Отправьте смс…", гласит мелкий плакат на столбе.

Ну, если чиновники ездят по миру, а они ездят, то должны знать, что во всех странах, относимых к нормальным, вдоль всех парковок каждые 5-15 метров стоят а) автоматы, "митеры" в просторечии, которые б) предлагают минимум три способа оплаты парковки: наличными, "кредиткой" и по телефону. Особо продвинутые уже четвертый способ внедрили – через интернет.

В Москве пошли по особому пути: парковка есть, автоматов нет. Где его искать, скажем, в районе Трубной? Неизвестно… Поставьте автоматы каждые 15 метров по всему центру, сделайте разметку, чтоб машины не ставили зигзагом, тогда действительно будет, как в развитых странах! Да, парковка в центре должна быть платной, почасовой и поминутной, с завершением парковочных часов, скажем, в 9 или 10 вечера и с возобновлением их в 7 или 8 утра. И автоматы! Вот тогда это будет понятно, справедливо, как у людей и для людей.

Ну, и, очевидно, уже надо набраться мужества и признать: то, что предложили жителям центра в плане разрешений на парковку, – мягко говоря, плохо продуманный эксперимент. Видимо, опять забыли изучить, как это делается в мире и сколько люди платят.

В мире это делается так. Во-первых, цена разрешения на парковку для жителя центральных зон колеблется от 100 до 300 долларов в год. В год! Не в месяц! Не в день!

Во-вторых, и это, похоже, стало главным непреодолимым препятствием для столичной администрации, – кого считать резидентами, то есть постоянными жителями центра? По прописке? Странновато. Во-первых, прописаны люди кто где, во-вторых, формально вроде прописки у нас нет. Весь мир считает по трем основным документам: документу о собственности или аренде жилья, если оно съемное, но самое главное – коммунальные счета! Да, в "гаи", в муниципалитеты людей несут как минимум два оплаченных коммунальных счета не старше последнего квартала: на телефон (только городской, мобильный обычно не засчитывается), а лучше всего за свет и за газ. И вот на основании этих документов гаи, муниципалитет или специальное их подразделение выдает талон резидента, который клеится на лобовое стекло и остается там на год или два.

Остается вопрос, как быть, если в квартире прописаны пенсионеры, а ездят к ним взрослые дети, которые живут в другом месте? В столицах мира ответ такой – никак. Приезжать либо после 8-9 вечера, либо в выходные, когда парковочные правила не действуют. Другой вариант хуже – "прописываться" к кому-то, переводить на себя коммунальные счета и иметь талон.

В принципе, здесь не нужно ничего изобретать, нужно просто присмотреться к западному опыту и поспрашивать тех, кто сталкивается с проблемой ежедневно. Не очень дальновидно продвигать практические идеи, ощущая жизнь из окна персонального автомобиля. То же относится и к выделенным полосам движения. Ни разу, кажется, никто не видел общественного транспорта на эстакаде в районе Мневников. Но полоса есть! Для кого? Зачем ее там нарисовали?

В общем, что проходило при прежней администрации – вызывает раздражение при нынешней. Кому больше дается – с того больше и спрашивается…

Чиновники получили город с другим настроем жителей, да и сами сделали несколько шагов, которые были расценены как насущные и разумные. После этого планка требований поднята, уровень ожиданий создан. Было бы здорово продолжать в том же духе. И тогда те жители, которые устали от мрака и безысходности и хотят видеть что-то хорошее, будут признательны сибиряку, понявшему непостижимую московскую душу. И облегчившему жизнь вечно сердитым горожанам.

Светлана Бабаева

РИА Новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе