Легенды и были древнего Углича

Старинный город был основан в 937 году, а древние люди жили на этой земле еще в третьем тысячелетии до нашей эры. 
Неудивительно, что Углич хранит немало загадок и легенд. Мы предлагаем взглянуть на одно из сокровищ Золотого кольца России с необычной стороны.

Город на воде

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Углич, – большое количество частных домов, разнообразно украшенных деревянной резьбой. Жители древнего города отдают дань традиции и до сих пор при строительстве и ремонте часто заказывают или сами мастерят изящные наличники. Среди узоров нередко встречается стилизованное изображение солнца, однако откуда пошла эта традиция, сами жители точно объяснить не могут.

Углич – очень уютный город. Во многом благодаря многочисленным тихим зеленым улочкам и отсутствию многоэтажных зданий в центре города.

– У нас планировали строить высотки, но не решились, – рассказала жительница Углича Ксения Лузгина. – Под городом очень много подземных рек, и грунт из-за этого слишком неустойчивый.

По той же причине специфический вид имеют некоторые магазины Углича – вместо каменных ступеней у входов – деревянные настилы. Все попытки забетонировать или заасфальтировать эти площадки в прямом смысле слова заканчивались провалом.

– А вот под этим магазином внизу целый этаж, – говорит Ксения, показывая на здание с логотипом распространенной торговой сети. – Там каменные своды, и прямо между ними течет река. Очень впечатляющее зрелище.



Вороны и лебеди

С подземными реками непосредственно связана и легенда о строительстве одного из главных монастырей Углича – Богоявленского. До 1661 года обитель располагалась в стенах Кремля (кстати, именно здесь, прежде чем отправиться в Череповецкую губернию, была насильно пострижена в монахини мать царевича Дмитрия Мария). На месте, где сейчас расположен монастырь, раньше был фруктовый сад купца Буторина.

– Инокиня монастыря договорилась о покупке этой земли, но купец сначала назвал одну цену, а потом неожиданно увеличил ее впятеро, – рассказывает Ксения Лузгина. – Таких денег в монастыре не было, и покупка не состоялась. А вскоре купцу приснился страшный сон – как на его сад налетает стая черных ворон и начинает уничтожать деревья. Все вокруг рушится, сверкают молнии…

Человеком купец был хоть и скупым, но верующим, а потому после нескольких таких страшных ночей обратился к мудрому старцу. Узнав, что зловещее предзнаменование связано с его жаждой наживы, он решил продать землю монастырю по изначально оговоренной цене.

– А сразу после этого вещий сон приснился его жене, – продолжает Ксения. – Она увидела, что в сад садятся три белых лебедя. Вот на тех местах, где они опустились на землю, и построили три церкви. Как выяснилось, это решение было судьбоносным – под всем монастырем текут подземные реки, и лишь в этих трех местах почва оказалась достаточно твердой.

Архитектурной доминантой монастыря является Богоявленский собор, построенный по проекту Константина Тона – архитектора, работавшего над храмом Христа Спасителя и Большим Кремлевским дворцом.

Рядом стоит Федоровская церковь, в которой хранится список с чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери. Он был подарен монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича. В храме сохранились удивительные фрески, выполненные в 1862 году ярославцем Егором Дьяконовым. Искусные росписи на сводах кажутся объемными.

– Раньше все стены были забелены, – вспоминает Ксения Лузгина. – В 2000 году был виден только самый верх росписей. Но с годами побелка осыпается, и стенописи раскрываются сами собой.

Слой побелки сходит сверху вниз – как будто кто-то постепенно стягивает белое покрывало, обнажая росписи – великолепно сохранившиеся, яркие, как после реставрации.



Напасти войны и мира

Сразу после революции Богоявленский монастырь уплотнили, часть келейного корпуса отдали горожанам. Два года здесь прожила будущая поэтесса Ольга Берггольц. В 30-е годы монастырь был закрыт, монахинь из него выселили, а здания стали использовать для светских нужд. Не все покинули обитель добровольно. По легенде, одна пожилая монахиня заперлась на колокольне, надеясь тем самым спасти ее от разрушения. Однако постройку снесли вместе с находившейся в ней женщиной. Другие монахини заперлись в Федоровской церкви, однако представители советской власти ворвались внутрь и убили всех находившихся в храме. Говорят, на стенах до сих пор сохранились выбоины от пуль.

Нелегко складывалась и судьба древнейшей обители Углича – Алексеевского монастыря, расположенного на холме, в древности называвшемся Огневой горой. Черной страницей в его истории стал 1612 год. Углич осадили поляки, и большая часть жителей скрылась в Алексеевском монастыре. Однако ни монастырские стены, ни отчаянная оборона не спасли горожан – поляки ворвались в обитель и заживо похоронили всех, кто в ней находился, превратив Огневую гору в своеобразный курган.

Сейчас, впрочем, здесь почти не осталось следов тех трагических событий. Единственным напоминанием о них служит Успенская церковь (в народе ее называют Дивной), тянущаяся ввысь тремя изящными белыми шатрами. Алексеевский монастырь дышит спокойствием. Он лишен туристического лоска, но это, пожалуй, самая душевная обитель Углича.

Но не только во времена войн, политических и идеологических битв страдали угличские храмы. Так, например, церковь Дмитрия Солунского разобрали сами жители – на кирпичи для своих домов. Сейчас в память о храме установлен крест на перекрестке улиц Октябрьской и Свободы.



Нерушимые палаты

Приехав в Углич, нельзя не посетить главную его достопримечательность – ансамбль кремля. Он никогда не был окружен каменными стенами, а деревянные укрепления были разобраны еще в XVIII веке. Сейчас о крепости напоминают лишь остатки земляного вала и частично пересохший ров: водную преграду создали, соединив вышедшие на поверхность подземные водоемы – Каменый ручей и речку Шелковку.

С кремлем связана самая известная страница истории Углича – убийство царевича Дмитрия. Мать мальчика, Мария Нагая, всегда боялась за жизнь сына. Даже давала ему каждый день по маленькой дозе мышьяка, чтобы выработать иммунитет к яду. Отравить Дмитрия действительно не удалось – несколько покушений ни к чему не привели. Тогда мальчику перерезали горло, выгадав удобный момент.

Интересно, что княжеские палаты, в которых жила Мария Нагая с сыном, сохранились до наших дней буквально чудом. Старинное здание с изящными узорами из красного кирпича – редкий пример русского средневекового гражданского строительства – могло быть разобрано в XVIII веке.

– На его месте хотели построить новую церковь, – говорит Ксения Лузгина. – Но ничего не вышло. Как только ставили леса, они падали. Как только кто-нибудь поднимался наверх, ему на голову летели кирпичи. В один день почти одновременно из-под крыши сорвались трое строителей. Так и решили оставить здание в покое.

Оказавшись в кремле, обязательно стоит зайти в Спасо-Преображенский собор, чтобы полюбоваться удивительными фресками, благодаря которым своды храма кажутся выше, чем есть на самом деле.



От авангарда к иконописи

Рядом с кремлем расположена Галерея современного православного искусства. Основу ее экспозиции составляют работы Сергея Симакова.

Художник начинал свою творческую жизнь с авангардных картин. Он входил в нонконформистскую группу «Двадцать московских художников», писал картины с элементами сюрреализма и мистики, выставлял свои работы в помещении московского горкома художников-графиков на Малой Грузинской, а в 1982 году написал картину, ставшую основой для оформления винилового альбома Аллы Пугачевой.

В 1983 году Сергей Симаков вместе с женой переехал в деревню Загайново под Угличем, участвовал в восстановлении храма Михаила Архангела, писал картины…

– А потом у него нашли рак, – рассказывает Ксения Лузгина. – Жена за ним долго ухаживала и, как люди говорят, взяла его болезнь на себя. Сама она буквально за два месяца угасла, а муж выздоровел. После этого он постригся в монахи и перестал писать светские картины, перешел на иконографию. А сейчас и от этого отошел – занимается только восстановлением фресок.

Сейчас Сергей Симаков, в монашестве принявший имя Рафаил, является настоятелем храма Михаила Архангела, который когда-то вместе с женой буквально возродил из руин.



Камера, мотор!

Неспешно гулять по Угличу, глядя по сторонам, – одно удовольствие! Вот, например, красивый дом №2 по Спасской улице. Раньше он принадлежал купцам Евреиновым – почетным жителям города, общественным деятелям и меценатам. А сейчас здесь угличский ЗАГС, и по выходным на Успенской площади часто можно видеть свадебные кортежи.

В сторону улицы Ленина тянется стена, на которой постоянно меняются рисунки. В июле она радовала жителей и туристов солнечными пейзажами, написанными к Дню города. А до этого, по словам Ксении, здесь была мрачно-философская картина – черный снег на белом фоне и надпись: «Верните в мир любовь».

От перекрестка улицы Ленина с площадью Пушкина рукой подать до Советской площади. Путь пролегает мимо красивого кирпичного здания гимназии №1 – первой школы Углича.

Дойти до площади стоит по двум причинам. Во-первых, здесь расположен величественный Воскресенский монастырь, построенный по указу Ростовского митрополита Ионы Сысоевича (по его же замыслу был возведен ансамбль Ростовского кремля). А во-вторых, в этих местах Алексей Балабанов снимал часть эпизодов «Морфия». Бывшая усадьба купцов Зиминых (дом №4 на Советской площади) сыграла в фильме роль больницы.

– Со съемок здесь осталась соответствующая табличка, – говорит Ксения Лузгина, показывая на дверь здания. – На самом деле раньше в этом доме располагалась школа, но сейчас, если спросить окрестных ребятишек, они будут уверенно говорить, что когда-то здесь была именно больница. Сейчас дом в плачевном состоянии, но его планируют реставрировать.

Сбежав из медицинского учреждения, герой фильма попадает в Пионерский переулок, а пробежав через него, сворачивает… и неожиданно оказывается в Калязине. Вот по каким непростым маршрутам приходится порой перемещаться киногероям.

Еще одно место, которое стоит посетить, – набережная Волги. Несколько лет назад ее реконструировали, а раньше вдоль берега шумели старинные липы, между которыми были протянуты толстые цепи. С набережной открывается вид на Золоторучье – поселок, вблизи которого обнаружили стоянку первобытного человека. Археологи вообще частые гости в Угличе. Вот и сейчас на волжском берегу, напротив церкви царевича Дмитрия на Крови, ведутся раскопки, организованные Государственным Эрмитажем.

Углич готов открыть немало тайн и археологам, и путешественникам, которые захотят познакомиться с городом поближе, петляя по его уютным улочкам. Кажется, сюда невозможно приехать лишь однажды на один день. В этот город обязательно хочется вернуться.
























Фото Марии Демидовой
Автор
Мария Демидова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе