На словах ты Лев Толстой, а на деле... Особенности дизайна Артемия Лебедева

Что общего у 186-го дня рождения великого русского писателя Льва Толстого и логотипа столичной подземки, разработанного студией Артемия Лебедева? Больше, чем кажется на первый взгляд.

Политика нулевой терпимости имени Артемия Лебедева

© Diliago/Ridus.ru

Два дня назад, 9 сентября, поклонники Льва Толстого отмечали 186-й день рождения русского классика, автора бессмертного романа «Анна Каренина».


По мистическому совпадению, в тот же день студия российского дизайнера Артемия Лебедева представила на суд общественности свой вариант логотипа московского метрополитена.

С 1935 года столичная подземка неоднократно «подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном», — так описывается суть проблемы на сайте дизайн-студии.

Не силясь мириться с подобным безобразием, Тёма воспользовался масштабным исследованием истории логотипа метрополитена Константина Коновалова и стандартизировал логотип в виде горящей красной буквы «М».


Здесь стоит предложить читателю вспомнить курс школьной литературы и отыскать на задворках памяти образ одного из самых интересных персонажей, родившихся из-под пера русского классика — героя романа «Анна Каренина» Константина Левина.

Мыслитель-деятель Левин, которого Толстой наделил легкоузнаваемыми автобиографическими чертами характера, страстно любит жизнь. «Жить и делать» — таково его жизненное кредо.

Подобно активно подстегивающему к жаркой дискуссии аудиторию своего ЖЖ Лебедеву, Константин Дмитриевич пытается постичь тайну общественных отношений и определить свое место в современных условиях. Для этого Левин пускается в пространные рассуждения с простыми рабочими мужиками — сравнение с ЖЖ-общением Артемия с читателями напрашивается само собой.

Дизайнер Тёма — автор небезызвестного «Ководства», своеобразного «мануала» по графическому и промышленному дизайну. Его блог в «Живом Журнале» пестрит интересными находками в сфере дизайна, однако интересны они ровно до тех пор, пока лежат в теоретической плоскости. Как и Левин Толстого, Лебедев отлично понимает специфику современной России, которой невозможно без труда «привить» западные теории преобразования графического облика окружающей действительности.

С этой мыслью в уме Лебедев представил туристический логотип Саратова, который поверг в шок и жителей города, и активистов блогосферы:


Глава Саратова Олег Грищенко, увидев результат трудов студии Лебедева, поспешил от увиденного максимально дистанцироваться: «Я так понимаю, это личное дело разработчика, его желание разместить и продвинуть свою торговую марку, чтобы, может быть, подороже продать», — заявил градоначальник.

Однако эти слова не тронули Лебедева: все более обретающий черты Левина, Тёма поглощен мыслями об общем деле, не забывая, разумеется, о личном благе: цель, захватившая его сознание — внедрение во всех городах именно того дизайна, которого жители, по его мнению, и заслуживают.

Подобно сельскохозяйственной артели, идея которой перевернула внутренний мир персонажа Толстого, дизайн-студия Артемия Лебедева выдает на-гора логотип за логотипом неискушенным россиянам. Руки Тёмы дотянулись и до логотипа столицы: венец исканий дизайнера на путях конкретно-социального мышления, социальных отношений.


Однако то, что послужило апогеем духовного развития Левина, для Лебедева обернулось провалом: очередной логотип не оценили ни специалисты в сфере графического дизайна, ни жители столицы:


Суровая реальность доказала Левину, что «общее дело» невозможно в условиях разделенного общества. Современная российская общественность оказалась также бесконечно далека от ожиданий Лебедева: к великому удивлению дизайнера, она смогла привить себе хороший вкус (и когда только успела?).

Оказавшись в подобной ситуации, герой «Анны Карениной» подумывает о самоубийстве. Наш же «герой» Лебедев подумывает о скорейшем старте своей очередной этнографической экспедиции в Китай. Благо деньги за очередную вершину лебедевского креатива уже в кармане.

Лебедев очень заигрался в Левина, который хоть и мыслит глобально и перспективно, но все же считает подобные идеи неприменимыми к русскому крестьянству. Пора дизайнеру осознать, наконец, что у основного потребителя его дизайна — у граждан России — грязь с лаптей отвалилась давным-давно, и «впарить» им несусветное кощунство в виде обновленной буквы «М» или «переосмысленной красной звезды» уже не получится.

Чересчур проникнувшись «мужицкой» правдой, Лебедев называет Якутию «жопой мира», стараясь, как и Левин, обрести душевное равновесие. Только в случае с персонажем бессмертного русского классика, финал его истории — это примирение с миром, примирение с действительностью. Подозреваем, что финалом истории одиозного дизайнера может стать повышенное внимание к его персоне со стороны сотрудников прокуратуры. Последним, очевидно, стоит посмотреть кто из чиновников поддерживал «начинания» Левина, простите Артемия Лебедева. Это опять же, кроме надвигающихся исков...

Даниил Эпштейн

Ридус

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе