Наше русское «Сердце Чечни»

До завершения виртуального голосования «Россия-10», по результатам которого будут выбраны главные достопримечательности страны, остаётся ещё месяц, но уже понятно, что результаты конкурса могут быть неожиданными, а в определённых кругах их явно назовут скандальными. 

Дело в том, что на первом месте списка из более чем 700 объектов расположилась мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни» в Грозном — за неё на момент сдачи номера было подано почти 7 миллионов голосов. Догнать её может разве что Коломенский кремль, получивший 6,2 миллиона голосов. У остальных соискателей шансов на первенство, похоже, не осталось — занимающий третье место Богородицкий музей-заповедник в Тульской области не собрал пока и миллиона.

На первый взгляд, правила игры оставляют немало вопросов. За любую из предлагаемых достопримечательностей можно голосовать на сайте либо через СМС каждый день по три раза, а само голосование является анонимным. При таких условиях численность поданных за ту или иную достопримечательность голосов явно входит в противоречие с демографической статистикой (если исходить из самого простого допущения, что голосуют в первую очередь «за своих»). Например, население Чеченской Республики составляет немногим более 1,3 миллиона человек, и если даже к этому прибавить всех чеченцев, живущих за её пределами, и даже всех когда-либо родившихся или живших в Грозном, то пяти миллионов никак не наберётся. А население Коломны и вовсе меньше 150 тысяч человек.

С другой стороны, именно такие правила позволяют проверить, насколько в действительности сплочённым является то или иное местное сообщество. В этом смысле конкурс «Россия-10» можно рассматривать как своеобразный замер социальной солидарности в разных местах России. И здесь уж точно нет никакой корреляции с численностью голосующих. Иначе занимающий пока четвёртое место мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, за который наверняка голосуют не только волгоградцы, набрал бы гораздо больше голосов.

Понятно, что во многом результаты голосования зависят и от того, какую позицию заняли по отношению к проекту местные власти. Например, после того как донской губернатор Василий Голубев призвал жителей области поддержать Войсковой Вознесенский собор в Новочеркасске, он быстро поднялся из четвёртой десятки в первую. Активно голосовала, кстати, и наша редакция. А вот как это происходило в Грозном, где мне недавно случилось побывать. В многочисленных репортажах из чеченской столицы не раз доводилось читать, что в центре города сравнительно немного людей. Это действительно так — тем неожиданнее было увидеть среди бела дня большое скопление народа на площади напротив мечети «Сердце Чечни». Оказалось, что это митинг, посвящённый «России-10», — выступающий с трибуны подробно объяснял собравшимся, как голосовать и зачем это нужно. Можно скептически пожать плечами — мол, всё это показуха и пропаганда, людей специально свезли в город из окрестных сёл, а голоса в поддержку «Сердца Чечни» на сайте «Россия-10» специально «накручены».

Но результат, как говорится, на табло — и банальными рассуждениями о пресловутом «авторитарном режиме» Рамзана Кадырова тут явно не отделаться. Действительно приходится признать, что уровень солидарности в чеченском обществе заметно выше, чем «средняя температура по больнице» под названием Россия. Впрочем, чеченским властям победа главной мечети в республике во всероссийском конкурсе тоже принесёт немалые дивиденды. Сейчас Чечня всерьёз намерена развивать туризм, а без узнаваемого образа в этом деле не обойтись. Хотя в определённом смысле такой образ у республики уже есть — это её харизматичный руководитель. Не так давно Рамзан Кадыров сообщил, что за последний год количество туристов в Чечне выросло втрое — с 7 до 20 тысяч человек, и это, как считают в местном комитете по туризму, в значительной степени заслуга главы региона. Его деятельность, широко освещаемая в прессе, как минимум, формирует интерес к республике, а следующим шагом может стать желание посетить Чечню и проверить, действительно ли там всё так, как утверждает её руководитель.

Это вполне оправданный расчёт: в мировой практике можно найти случаи, когда интерес к посещению страны определялся прежде всего любопытством, вопреки расхожему негативному её образу. Например, «последняя загадка Европы» Албания — ещё несколько лет назад путешествие туда считалось отчаянным шагом, а сейчас эта страна переживает настоящий туристический бум. Можно вспомнить и разрушенную войной Боснию — после восстановления в её столицу Сараево быстро вернулись туристы, и времена, когда поездка в Боснию считалась опасной для жизни, давно остались в прошлом. Так что словосочетание «туризм в Чечне» не должно вызывать скептическую усмешку, тем более что с безопасностью и гостеприимством — проверено на себе — в республике действительно всё хорошо.

Другое дело, что за фасадом восстановленного Грозного пока не слишком просматривается реальная экономика — это сейчас главная задача на перспективу и одна из главных тем, обсуждаемых в республике. После того, как в прошлом году завершилась федеральная программа по социально-экономическому развитию Чечни, она больше не находится на особом положении. Как говорится, дальше — сами. Поэтому на следующем этапе хотелось бы увидеть работающие или строящиеся предприятия реального сектора — инфраструктурная база для этого восстановлена. И это, видимо, будет самый адекватный ответ тем «патриотам», которые уже назвали лидерство грозненской мечети «победой над российской историей и здравым смыслом». Скорее надо говорить о том, что российская история явно вступает в новый этап, в котором ислам будет играть бо?льшую роль, чем раньше, и появление новых, «нетрадиционных» для страны символов — наглядное тому свидетельство. Этот исторический вызов надо просто признать и прекратить кавказо? и исламофобскую истерику — её градус в обществе и так близок к критическому.

Николай Проценко

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе