Параллельная реальность

Любовница-самоубийца, сборщик налогов и другие привидения

За тысячу лет Ярославль среди материальных достопримечательностей приобрел целую коллекцию призраков и историй, с ними связанных. Это и неудивительно: как утверждают специалисты, весь исторический центр города построен, что называется, на костях. Историк Александр Бородкин поведал нам несколько городских легенд. 

Гнев Велеса

Одна из самых древних историй уходит в языческое прошлое наших мест. В селище Медвежий угол, на месте которого появился Ярославль, поклонялись могучему и страшному богу Велесу. В самом центре города, там, где сейчас стоит здание реконструированной гостиницы «Европа», 1000 лет назад находилось капище. Здесь и приносили жертвы во имя «Скотьего», или «Черного», бога. 


С приходом христианства на этом месте выросла церковь Святого Власия. Но страх перед языческим божеством на Руси был настолько велик, что еще долго люди слышали в этих местах мрачные песнопения, считали, что из-за гнева Велеса болеет и умирает скот. В 1933 году церковь снесли, но и жильцы построенной на ее месте гостиницы уверяли, что по ночам потусторонние голоса распевают здесь мрачные древние песни. 

Призрак гувернантки

В здании нынешнего главпочтамта обитает свое привидение. На лестнице между первым и вторым этажом иногда видят девушку в длинном старинном платье. Старожилы говорят, что это гувернантка знаменитого купца и мецената Николая Пастухова, которому раньше принадлежал дом. 

Купец пользовался успехом у дам, ну и в отношении молоденькой гувернантки не удержался от вольностей, сделав ту своей любовницей. Прознав это, законная супруга Пастухова якобы в 1894 году довела девушку до самоубийства – несчастная бросилась в лестничный пролет. Кстати, семейная жизнь у мецената с тех пор не заладилась.

Печальный мальчик

Еще с одним купцом и меценатом Ерыкаловым связана легенда о бедном сироте. Богатый ярославец часто занимался благотворительными делами, а однажды взял к себе в дом мальчика-беспризорника, встретившегося ему на улице. 

Купец часто был в разъездах, а когда как-то раз вернулся, оказалось, что его любимец погиб. Обстоятельства смерти так и не выяснили. И сегодня на улице Кирова изредка появляется бедно одетый, босой мальчуган. Он молча, с печально опущенной головой стоит у дверей магазина «Яхонт», где когда-то и жил Ерыкалов. Может, ждет, когда его позовут в дом?

Комиссар и брадобрей

Раз в год у стены Знаменской башни появляется высокая, мрачная фигура мужчины в кожаной куртке. В руке он сжимает маузер. По легенде, это призрак красного комиссара. 

Десятки лет его душа не может получить покоя – на земле ее держит предательский поступок, совершенный во время подавления белогвардейского мятежа в 1918 году. Тогда участники мятежа укрылись в Волковском театре. А комиссар выманил их оттуда обманом, пообещав сохранить жизнь. Вышедшие из театра белогвардейцы вскоре были расстреляны у стены Знаменской башни. 

Возможно, этот призрак «подселился» к более древнему «квартиранту» башни, который обитает в ней еще с петровских времен. 

«При Петре Великом здесь существовал пункт бритья бород и сбора денег. Призрак – один из сборщиков, разыскивающий ослушников государева указа», – пишет Ольга Гуреева в книге «Ярославль. Легенды, предания, были».

Замученный священник 

Бывшие владения знаменитого мануфактурщика петровских времен Ивана Затрапезнова хранят сразу несколько таинственных легенд. В Петропавловском парке обитает призрак управляющего – мужчины в старом сюртуке. Барин, как его называют, ночами не спеша прохаживается вокруг прудов, проверяя доверенные ему земли. Чаще всего его можно встретить у четвертого пруда, на дне которого Затрапезнов якобы спрятал свои сокровища, страшась революции. 

Свидетельство же следующей трагической истории можно и сегодня увидеть своими глазами. В церкви Петра и Павла во время революции был замучен настоятель храма отец Михаил Невский. В мае 1926 года большевики ворвались в святилище и начали избивать священника. Тот упал, обливаясь кровью, на площадке между первым и вторым этажом. С тех пор кровавое пятно пытались мыть, закрашивать, но оно лишь проступает с новой силой. 

Однако есть и другая версия событий, о которой нынешний настоятель храма игумен Анатолий пишет в книге «Живите в мире и радости». Там сказано, что священник Михаил Невский чудом выжил и перешел на службу в Донскую церковь. Он активно помогал находящимся в ссылке церковнослужителям, но в 1931 году сам был арестован за участие в контрреволюционной церковно-монархической организации и предположительно закончил свою жизнь в Гулаге. 

Верить или нет этим легендам – дело личное. Скажем только, что фольклор может и на пустом месте возникнуть. А там, где, казалось бы, все условия для этого созданы, часто никаких историй не появляется. К примеру, при строительстве Московского вокзала использовали мраморные плиты с могил кладбища на Туговой горе: кувалдами их превращали в крошку, а потом выкладывали пол. Несмотря на это, ни одного призрака на территории вокзала замечено не было. 

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе