Фильм, кстати, хотя очень познавательный и остроумный, на самом деле, не совсем про Бэнкси. Его главный персонаж - общий приятель известных уличных художников с псевдонимами Obey и Invader, француз Тьерри Гетта. Этот жовиальный тип с бакенбардами вечно ходил за граффитчиками с камерой и снимал все, что они делали. Когда же он все-таки смонтировал в фильм всю хронику, накопившуюся за десять лет, и прислал результат Бэнкси, тот сказал: «Дружище, отвлекись, попробуй немножко порисовать, сделай пару трафаретов, расклей стикеры, а я немножко перемонтирую твой шедевр». В итоге, как было сказано, получилось очень хорошее, смешное и не документальное, а почти художественное кино, смысл которого вовсе не в прославлении честного труда уличных художников. Новый режиссер развернул камеру на 180 градусов и закончил фильм реальной историей самого Гетты. Тот, по-своему услышав совет старшего товарища, нанял художников-рабов, организовал выставку, оплатил рекламу, наприглашал гостей, прославился и стал настоящим гадом и антигероем современного искусства. Все, что пропагандировали люди, которых Гетта снимал много лет подряд: свобода самовыражения (в том числе свобода от рынка и от официальных институтов), юмор, концептуальность в лучшем смысле этого слова - француз вывернул наизнанку, сделал ярким, пафосным и бестолковым. В конце концов, делать рисунки баллончиком с краской по трафарету - не намного сложнее, чем снимать пейзажи на цифровую «мыльницу». Другое дело - так же как Бэнкси сотоварищи, как наша арт-группа «овощам.net» пытаться ответить на безумие современного мира и немножко рассорить обычных прохожих с их собственным конформизмом.
В отличие от арт-группы «Война», прославившейся своими шумными и радикальными акциями, «овощи-нет», Бэнкси, Obey действуют тихо и по-партизански. Стрит-арт для них не самоцель и не способ декорирования улиц, а инструмент для выражения некой гуманистической идеи. Подписи к рекламным растяжкам, иронизирующие над культурой потребления, пиратские постеры, напоминающие о городской экологии, тысячи одинаковых трафаретных рисунков, расклеенный по всему миру - все это так же неотделимо от современной леволиберальной философии, как готическая архитектура от схоластики.
Поэтому настояшие «партизаны», рисующие там, где подсказывает художественная необходимость, а не диктуют чиновники, смеются над конкурсом граффитчиков, организованным МОЭК. Тот же Бэнкси говорит: «Если вы приручаете дикое свободолюбивое животное, оно становится жирным и ленивым. Так что, наверное, лучше ему оставаться на улице, хотя некоторые старые богатые люди очень любят держать диких животных на поводке». Конечно, инициативу МОЭК по «улучшению видеоэкологии жилых районов Москвы» можно поприветствовать. Но только давайте честно: серые уродливые тепловые пункты, отданные под украшение (так же как и дворовые гаражи) расписывают без всякого разрешения - и никто эту живопись никогда не закрашивал. А вот другая задача организаторов фестиваля: «развитие творческих объединений художников граффити по месту жительства» - вызывает у уличных художников просто бурю восторга. Творческих объединений художников граффити! Это как старый Союз художников? С паспортными данными, членскими билетами, столовками, дачами? А если (смотрите нам!) вдруг какой-то рисунок появится на запрещенной стене - органы «по месту жительства» уже будут знать куда ехать.
Впрочем, есть способ заниматься стрит-артом и при этом не портить городских стен. Если у МОЭК когда-нибудь закончатся нераскрашенные энергообъекты - индустрия развлечений знает, что предложить ее менеджерам. Существует электронный аналог баллончика с краской - прибор, которым можно делать все то же самое, что и обычным, используя неограниченный набор цветов и плоскостей для рисунка. Естественно, виртуальных. Конечно, весь партизанский и гуманитарный пафос исчезает, зато не придется нарушать закон и бегать от милиции. По-моему, это хороший вариант для энергетической компании, желающей улучшить свой образ в глазах потребителей. А главное - между художниками и чиновниками наконец исчезло бы взаимное недоверие, которое второй год портит неплохую, в общем, идею.
Михаил Шиянов
РИА Новости