Развязка-на-крови

Что выбрать – новый мост через Которосль или благополучие жителей одного дома? Перед властями такой выбор даже не стоит. Жители дома № 30 по Которосльной набережной не первый месяц обивают пороги администрации, подают заявления в прокуратуру и пишут письма власть предержащим. Увы, адекватного ответа на их действия нет. Собака лает, а караван идет – строительство моста продолжается. 

Летом 2009 года, практически одновременно с началом работ на Московском проспекте, началось строительство нового моста через реку Которосль. Развязка, призванная разгрузить центр города и отправить поток транзитного транспорта напрямую в Брагино и за Волгу, упирается в подъезд дома № 30 на Которосльной набережной. По словам представителей мэрии, строительство нового моста было запланировано еще в далеком 2006 году распоряжением правительства РФ, при утверждении проекта мероприятий реконструкции Московского проспекта. 

Проект зон охраны города Ярославля, утвержденный постановлением правительства ЯО от 10.12.2008 г. № 660-п, не предусматривает строительства «подобного сооружения на данном участке» и одновременно допускает возможность размещения объектов, связанных с проведением 1000-летия Ярославля. 30 марта 2009 года проект реконструкции получил положительное заключение государственной экспертизы. В официальном документе черным по белому написано: «Объект капитального строительства – реконструкция Московского пр. (от пл. Богоявления до ж.д. путепровода у ст. Ярославль-Московский), Ярославская область, г. Ярославль, Московский проспект». Объект государственной экспертизы – проектная документация, включая смету на реконструкцию, и результаты инженерных изысканий. Про мост – ни одного слова. 

28 апреля 2009 года правительство Ярославской области приняло постановление № 188-п, согласно которому были внесены изменения в перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области. В результате природный парк в пойме реки Которосль потерял более 50% своей площади, границы памятника природы были изменены. Кусок земли, который был изъят из зоны охраны, необходим именно для строительства новой развязки, включающей в себя новый мост через Которосль. Экологическую экспертизу власти провести не удосужились. Насколько повлияет на граждан города самовольное изменение парка в пойме Которосли, их, видимо, не волновало. Равнодушными к судьбе земель на реке остались далеко не все. Было подано заявление в суд, оспаривающее странное постановление. 13 августа суд был выигран, постановление признано недействующим. До сего дня тянется рассмотрение апелляции в Верховном суде – только строительство на земле природного памятника уже идет, и прекращать его до вынесения окончательного решения никто не собирается. 

1 сентября в судебное разбирательство с властями включились жильцы дома № 30. Строительство нового моста, начавшееся под их окнами, было сложно не заметить. Тем более что будущая развязка выходила прямо на торец их дома. Требования были просты: перенесите конец моста на 30 метров – так и зеленая зона останется, и постоянный шум не будет мешать. На заседании суда жители узнали, что, несмотря на непрекращающиеся работы под их окнами, разрешение на строительство транспортной развязки и моста через Которосль было получено только 23 октября 2009 года. Проект будущей развязки и план строительства моста остался тайной за семью печатями. По словам представителя мэрии, «проект не имеет отношения к делу», но при этом «все параметры моста указаны в соответствующих документах». Каких? Неизвестно. 

История или деньги? 

Оставим пока эмоции в стороне. Помимо жителей дома на Которосльной набережной, факт строительства нового моста волнует и Татьяну Соколову, члена правления «Общественного комитета по защите чести и достоинства г. Ярославля и ЮНЕСКО ООН». Новая развязка неизбежно повлечет за собой изменение исторического облика центральной части города. Официальный ответ Департамента архитектуры и развития территорий: «Все основные объекты запроектированы и построены в центральной части города до включения исторического центра города Ярославля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО». Таким образом, строительство нового моста должно быть предварительно согласовано с Комитетом Росохранкультуры и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО. Было согласование? Неизвестно. 

Прецедент по исключению объекта из зоны охраны ЮНЕСКО уже есть. В этом году списки Всемирного наследия покинул Дрезден. Причина – новый мост через Эльбу, искажающий вид охраняемой зоны. У дрезденцев был выбор: или строить новый мост, или остаться в списках ЮНЕСКО. Жители города сами приняли решение. Ярославцам такой возможности не дали. 

– Ярославль – следующий в очереди на исключение? – резонно интересуется Татьяна Ивановна. – Городские власти ничто не смущает, главное – ввязаться в бой, а «победителя» не судят. Разве будут вытаскивать уже забитые сваи? 

В ответ на письмо Татьяны Соколовой инспекция государственного строительного надзора ЯО 8 октября провела проверку. Результат – забито более 50 свай на опорах моста, есть положительное заключение государственной экспертизы и отсутствует разрешение на строительство объекта. 

А был ли мальчик? 

Строительство без разрешения? Не проблема. Департамент архитектуры и развития территорий города указывает: «В случае начала строительства без оформления разрешения на строительство застройщик несет административную ответственность». Кто несет пресловутую ответственность? С одной стороны, строительство моста якобы относится к проекту реконструкции Московского проспекта, которую ведет ЗАО «Аэродромстрой-А». С другой стороны, непосредственно мост возводит Мостоотряд № 6. Кто будет наказан – неизвестно. 

Неясного в этом деле много. К примеру, несмотря на неоконченные разбирательства с парком в пойме Которосли, строительство моста продолжается. Разрешительная документация на участок появляется только в октябре, а первая свая была забита в августе. Прошло ли строительство предварительные согласования во всех инстанциях – тайна. Почти военная, собственно, как и проект пресловутой развязки. Кто может с уверенностью сказать, разгрузит новый мост движение в исторической части города или нет? 

Уверенность есть только у жителей дома № 30 по Которосльной набережной. Только транспортной нагрузки она не касается. Жители убеждены: если строительство продолжится, в доме невозможно будет жить. 

Глас народа 

Квартира Татьяны Котовой окнами выходит прямо на набережную. Несмотря на трехслойные рамы, шум работ невозможно игнорировать. Жить с видом на стройку придется еще долго. А затем неприглядная картина сменится видом на развязку, по которой пойдет транспорт, в том числе и транзитный. Вы пробовали открыть форточку, проживая рядом с магистралью? Нет? Попробуйте – аромат автомобильного выхлопа, равно как и постоянный шум, несомненно, порадуют вас непрекращающейся головной болью. 

– Вот этот мост, он выходит прямо мне под балкон, даже 20 метров не будет, – возмущается Татьяна Котова. – Как можно так жить? Расширяют дорогу до 4-х полос, 30-метровый мост приходит под балкон, и по Мукомольному переулку пускают транспорт. Видите, вот сваи. Напрямую к нашему дому. Мы просили перенести мост хотя бы на 30 метров, чтобы выход был на Республиканскую улицу, там нет жилых домов. Увы. Угол с детской площадкой и цветами уберут. Зеленую зону уже снесли, хотя по одному из показанных нам проектов у дома оставались деревья. 

Деревья, естественный шумопоглотитель, стали лишними в строительстве развязки. Несмотря на заверения властей, их убрали. Не спилили, не пересадили. Их просто сносили ковшом экскаватора. Ночью. Видимо, чтобы никто не увидел. 

– Как можно было такое не увидеть? Мы плакали, а под окнами стояли КАМАЗы, на которые сразу же грузили наши березы, – продолжает Татьяна Кирилловна. – Зачем вот так, ночью, тайком? 

Видимо, тяга к проведению ночных работ у строителей нового моста в крови. Несмотря на разгар рабочего дня, на объекте виден одинокий рабочий, прогуливающийся возле опор. Кроме него – никого. Зато ночью стройка преображается. 

– По ночам продолжают забивать сваи. Мы обращались в различные инстанции, от администрации до прокуратуры, – спать невозможно, постоянный шум. Никакие закрытые окна не спасают, когда в 20 метрах идут работы. Недавно читала интервью со Слепцовым (Владимир Слепцов – первый заместитель мэра Ярославля по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства и содержания территорий города– прим. «КР») – мол, учли наши пожелания, чтобы ночью не велись работы, договорились с жителями. Зачем врать? Как долбили, так и долбят. Никто не прекратил работы, не перенес на дневное время. Вешают шпалу – сначала звенят, потом 20 минут долбят. Затем – следующая шпала. Как жить при таком шуме? 

Вопрос Татьяны Котовой остается без ответа – власти не готовы комментировать ситуацию с жителями дома № 30 по Которосльной набережной. Все забыли и о том, что под домом, построенном Мукомольным заводом специально для своих сотрудников, протекают подземные реки, что дом не рассчитан на увеличенный транспортный поток, что соседнее здание, большинство жильцов которого – ветераны войны и труда, стоит без фундамента. Заключение экологической экспертизы? Ненужная бумажка. Согласование с ЮНЕСКО? Лишняя трата времени и сил. Спасибо, что хоть разрешение на строительство получили – спустя почти три месяца после начала стройки. По мнению жителей многострадального дома, когда развязка будет построена, не миновать им выселения из родных стен. Запас прочности дома и его жителей не бесконечен, но власти, видимо, уже сделали свой выбор между благополучием жильцов дома № 30 по Которосльной набережной и строительством нового моста. Собака лает, а караван идет. 

Срочно в номер 

Верховный суд, рассматривающий апелляцию по решению областного суда, признающую незаконным постановление правительства ЯО № 188-п от 28.04.2009 года, подтвердил решение суда. Таким образом, строительство моста в природном парке поймы реки Которосль ведется незаконно. 

Мария Афанасьева

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе