Родственники князя встретятся на почтамте

Статья «Долгострои прикроют... новой рекламой», где речь шла о том, как будет выглядеть Ярославль в дни 1000-летнего юбилея, была опубликована в «Северном крае» 13 августа. Сегодня тему продолжает читатель газеты.

Рекламой и праздничным оформлением должны заниматься профессионалы. Не случайно должность главного художника города, отвечавшего и за рекламу, должен был занимать только специалист с архитектурным образованием. Парадокс, но в древнем Ярославле, уникальном городе с 1000-летней историей, центр которого включён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, нет должности не только главного художника, но и главного архитектора города.



фото: Ирина ПИЧУГИНА


Сейчас перед юбилеем встал вопрос: чем закрывать реставрируемые здания? Мне по сердцу опыт других городов. К примеру, в Москве поверх сетки, закрывающей реставрируемое здание – объект культурного наследия, вывешивают стилизованное изображение фасада этого здания. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант, максимально поддерживающий масштаб и характер исторической среды.

А чем закрыть гостиницу-долгострой «Чайка»?  Здесь можно разместить панно на тему знаменитых исторических гравюр и акварелей с панорамами старинного Ярославля. Например, известных акварелей Белоногова середины XIX века, Сабанеева середины XIX века или гравюры Ростовцева 1731 г.

Кстати, тот факт, что гостиница всё ещё стоит в недостроенном виде, меня даже радует. Многие, наверное, не знают, что чиновники намереваются «протащить» на этом месте очередную диссонирующую по высоте современную градостроительную доминанту – здание высотой восемь этажей, а возможно, и выше. По крайней мере существует проект здания высотой двенадцать этажей на месте гостиницы «Чайка». Это будет очередной «удар под дых» древнему Ярославлю и во многом испортит его речные панорамы.

Другие варианты оформления зданий – это использование блестящего опыта по созданию ярославскими дизайнерами и художниками серии плакатов, посвящённых истории Ярославля. Эти плакаты были развешаны примерно два года назад повсюду на улицах города, в том числе и на остановочных комплексах. Жаль, что эти плакаты сегодня куда-то исчезли с улиц города. Они были высокохудожественно оформлены.

С изумлением вижу в ярославских СМИ примеры «удачного» оформления города: огромный плакат-баннер «Семья Ярослава Мудрого» высотой в два этажа, который закроет огромную часть памятника архитектуры – здание почтамта на Богоявленской площади. Десяток огромных фигур родственников Ярослава размером с памятник Ярославу Мудрому, который находится на площади, полностью перебивают архитектурную композицию, масштаб и систему горизонтальных членений здания. Удивительно, мы боремся с крупномасштабной рекламой в историческом центре города, размещаемой вопреки градостроительным регламентам на зданиях – объектах культурного наследия, а здесь своими руками, хоть и временно, уродуем историческую среду в самой ответственной с градостроительной точки зрения части древнего Ярославля.

Я понимаю, что ярославцы должны знать генеалогию основателя города, но зачем же делать это за счёт утраты исторического облика важнейших исторических архитектурных объектов.

Вызывает также сомнение вариант оформления Советской площади, опубликованный в одной из газет. Церковь Ильи Пророка предложили во время праздничного концерта закрыть огромным плакатом. Зачем же закрывать Илью Пророка, как это стыдливо делали в эпоху советской власти во время проведения демонстраций? Великолепный храм XVII века – это же самая лучшая натуральная декорация к юбилейному концерту, рассказывающему об истории Ярославля, воспевающему наш древний город. Успокаивает лишь та мысль, что всё это временно и что большинство горожан без приглашений не смогут попасть на это мероприятие.

У праздничного оформления, возможно, несколько другие задачи – создать необычное приподнятое настроение, удивить. Мы, ярославцы, конечно, ещё насмотримся потом и на Илью Пророка, и на почтамт без этих баннеров. Но гости города, я думаю, всё-таки должны увидеть главные ценности и наши архитектурные жемчужины. Что для нас в данный момент важнее? Я выбираю подлинность и сохранность в неискажённом виде исторического центра и отдельных памятников архитектуры.

Оформление города не должно являться сюрпризом для ярославцев, по крайней мере для профессионалов – дизайнеров, художников, архитекторов, краеведов, историков, музейщиков... Это должно конструктивно обсуждаться, возможно, и на широком уровне. Слишком долго мы ждали этого события. Всё-таки не хочется ударить в грязь лицом перед всем миром в дни празднования 1000-летия. Уж слишком много ошибок при строительстве в историческом центре было допущено в ходе подготовки. А реклама и праздничное оформление – это то немногое, что мы могли бы сделать, исправив и сгладив, насколько это возможно, недочёты и даже глобальные просчёты в строительстве.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе