Село Великое: город, который не случился

Много ли мы, жители Ярославской области, знаем о своем родном крае?
Часто ли любуемся красотами, до которых рукой подать? Путешествуя по региону, мы добрались до села Великого, увидели чудотворную статую и выяснили, откуда здесь взялся кремль.

Царский подарок

Любопытство вызывает уже само название: обычное село Великим не назовут. Правда, точное происхождение имени древнего поселения неизвестно. Одни говорят, что переселенцы из Великого Новгорода так подчеркнули связь с родиной, другие – что название связано с большим размером села.

При взгляде на карту Великого удивляешься упорядоченности улиц: нечасто в селе увидишь регулярную застройку.

– В начале XVIII века, после победы в Полтавской битве, Петр I пожаловал село своему сподвижнику Аниките Репнину, – рассказала заведующая Великосельским краеведческим музеем Галина Сутугина. – Тот приехал в Великое, увидел, что село почти полностью деревянное, и начал его перестройку по петербургскому принципу. И это в то время, когда в Ярославле о плановой застройке и не помышляли! Кроме того, по приказу Репнина в Великом были построены кирпичные заводы, так что все здания XVIII века построены из местного кирпича.

Сохранилось в Великом и несколько зданий XVII века. Предполагается, что в одном из них останавливался будущий император Петр I. Небольшой белый дом с мемориальной доской находится по адресу: Ярославская улица, 19.

– Человек из свиты писал, что Петр останавливался в доме со сводчатыми потолками, а такой здесь всего один, – объясняет Галина Николаевна предположение краеведов.

Благодаря регулярной застройке заблудиться в Великом почти невозможно, даже если приезжаешь в село впервые. От большого Черного пруда расходятся кольца улиц, пересеченные проулками. Такая застройка едва не сыграла ключевую роль в истории села.

– Когда к нам впервые приехал генерал-губернатор Ярославской губернии Алексей Мельгунов, он хотел даровать Великому звание города. Помешало только одно: село находилось в частной собственности, – говорит Галина Николаевна. – Поэтому краеведы часто называют Великое городом, который не случился.



Здесь оживают легенды

Гуляя по Великому, сложно представить, что когда-то село действительно больше походило на город. Жили здесь богато. Не случайно именно в Великом нашли единственный в Ярославской области клад золотых монет. Его обнаружили при перестройке так называемого «дома Бутикова». Здание, в котором жил богач, стоит до сих пор. Сейчас в доме №13 по улице Труфанова находится Великосельский краеведческий музей.

Место это непростое. Здесь реальностью становятся самые удивительные легенды. Вот, например, при входе в музей внимание сразу привлекает деревянный идол, примостившийся рядом с ткацким станком. Грубо вырезанную из дерева фигуру обнаженной женщины, воздевшей руки к небу, жительница Великого нашла среди дров и принесла в музей.

– Однажды у меня на экскурсии была женская группа, и кто-то спросил про эту статую, – вспоминает Галина Николаевна. – Я подумала: ну о чем может молиться эта женщина? Наверное, о продолжении рода. И рассказала легенду: мол, если хочешь ребенка, нужно тихонько, чтобы никто не видел и не слышал, поговорить со статуей, попросить у нее помощи, погладить в соответствующих местах…

Группа посмеялась, покивала и пошла дальше. Экскурсовод и думать забыла об этой истории, пока через полтора года в музей не пришла женщина с подарками и словами благодарности. 11 лет посетительница музея и ее муж мечтали о детях. И лишь после разговора с удивительной статуей в семье родилась девочка.

Необычная история связана и с залом, посвященным советской эпохе. Здесь за столом «пьют чай» тряпичные куклы – бабушка и дедушка.

– Я всегда рассказывала на экскурсиях об этих вымышленных персонажах. И вдруг в одной из групп женщина говорит: «А у меня действительно в этой комнате жили бабушка с дедушкой», – вспоминает Галина Сутугина.

Оказалось, что после революции хозяин дома сбежал, испугавшись раскулачивания. В здании какое-то время был детский клуб, потом денег на его содержание не стало, и в каждую комнату поселили по семье.

– Эта женщина потом прислала мне фотографии своих бабушки и дедушки и их сына, погибшего на войне в 1944 году, – Галина Николаевна показывает на стену: над столом действительно висят три старые фотографии. – Теперь я рассказываю историю реальных людей.



Как будто крепость

По пути в Великое поражает дорожный указатель «Великосельский кремль». Сразу вспоминаешь школьные уроки истории и недоумеваешь: какой такой кремль в селе? Это же городское укрепление.

Кремлем здесь называют сложившийся в XVIII – XIX веках архитектурный ансамбль на Торговой площади. В 1712 году Аникита Репнин в память о победе под Полтавой построил в селе внушительный пятиглавый собор Рождества Богородицы. В нем до сих пор сохранились стенописи XVIII века. Через 29 лет внук Репнина возвел рядом Покровскую церковь, а к 1761 году между храмами построили колокольню.

– С того времени сохранилась только нижняя часть сооружения – четверик и два первых восьмерика, – поясняет заведующая Великосельским краеведческим музеем Галина Сутугина. – Верхние ярусы обрушились, и их восстановили уже в XIX веке, к столетию колокольни. Поэтому четыре верхних восьмерика по стилю отличаются от нижних.

Не сохранились и старинные куранты, висевшие на границе третьего и четвертого ярусов. Когда в 20-е годы XX века со звонницы сбрасывали колокола, житель села в пьяном угаре скинул на землю и часы.

В XIX веке церкви окружили кирпичной оградой с угловыми часовнями и торговыми рядами. Тогда-то ансамбль и стали называть кремлем.

– Конечно, это народное, не официальное название, – улыбается Галина Николаевна. – Два храма, летний и зимний, и звонница, обнесенные стеной… Это ведь очень похоже на город, на крепость. Тем более ансамбль располагается в центре села, на возвышенности. Чем не кремль?



Сапоги для царя

Перед Великосельским кремлем раскинулась просторная Торговая площадь. Сейчас на ней тихо, а когда-то здесь шла бурная торговля. В старые времена Великое находилось на пересечении важных торговых путей: через село шла дорога из Москвы в Архангельск (нынешняя трасса М-8), здесь же останавливались обозы, идущие в Суздаль.

– В Великом почти все занимались каким-нибудь ремеслом, – рассказывает Галина Сутугина. – На земле местные жители работать не любили. Здесь пряли лен, ткали полотно, продавали льняное семя, занимались кожевенным промыслом, обрабатывали дерево, мастерили обувь…

Слава великосельских сапожников дошла до царской семьи. Когда Петр I впервые приехал в село, ему подарили пару сапог, подбитых деревянными гвоздями, и они очень понравились будущему императору.

– У деревянных гвоздей было два больших преимущества, – поясняет Галина Николаевна. – Во-первых, при влажной погоде они набухали и не пропускали воду. А во-вторых, березовые гвозди, в отличие от металлических, не были дефицитом. И брать в походы большой их запас для ремонта не было необходимости – лесов вокруг много. Эта практичность покорила Петра, и он стал делать здесь огромные заказы для армии. С тех пор сапожники у нас никогда не бедствовали. Царские заказы получали и во время Крымской войны, и в Японскую войну, и в Первую мировую.

Вдоль Черного пруда издавна стояли ряды кузниц. Говорят, именно из-за попадавшей в воду копоти водоем и получил свое название. Правда, Галина Сутугина придерживается другой версии: из-за илистого дна вода в Черном пруду всегда темная, даже в самую ясную погоду.



Чей дом краше

На Ярославской улице, напротив футбольного поля, стоит видный издалека особняк с фигурными окнами и многочисленными изразцами. Это – дом Локалова, построенный представителем династии богатых торговцев.

Когда-то самым красивым в селе был дом Пичугиных – красное кирпичное здание на улице Ярославской, 10.

– Пичугины были родственниками Локаловых и не дали им открыть фабрику в Великом – боялись конкуренции, – рассказала Галина Сутугина. –  В отместку Александр Локалов решил построить рядом с пичугинским домом особняк, который затмит соседей. Заказчик не поскупился, и архитектор Федор Шехтель вложил в здание всю свою фантазию. Здесь и русский теремной стиль, и готика, и классика, и модерн… Уникальные изразцы разнообразной формы, ограда, выполненная по шехтелевским эскизам. На внутреннюю отделку дома ушел целый год.

Некоторые интерьеры сохранились до сих пор: дубовый кабинет с деревянными панелями на стенах и потолке, голубой зал, мраморная лестница, потолочная лепнина и росписи. А еще – уникальная комната-грот, изображающая сталактитовую пещеру. Неудивительно, что дом привлекает киношников: здесь, например, снимали некоторые сцены «Доктора Живаго».

После революции усадьба Локалова стала музеем, потом – сельским клубом. А зимой 1942 года сюда привезли детей из блокадного Ленинграда. С тех пор в локаловском особняке находится детский дом. Поэтому попасть внутрь и полюбоваться интерьерами можно только с экскурсией по предварительной договоренности.



Сувенир из Великого

Из путешествия всегда хочется привести хотя бы небольшой сувенир. Причем желательно имеющий отношение к местной истории и традициям. В Великом с этим могут возникнуть проблемы: специфических сувениров здесь не продают. И все же памятный подарок найти можно – было бы желание.

В длинном белом здании на Торговой площади (когда-то оно было частью стены так называемого Великосельского кремля) расположился центр керамического творчества. Здесь гончары и художники проводят занятия для школьников, воспитанников детских садов и детских домов, а еще – мастер-классы для туристов, приезжающих с экскурсионными группами. Но и самостоятельно приехавший в Великое турист может заглянуть сюда, увидеть выставку детских работ и купить магнитики, сделанные руками местных ребятишек.

Стоит заглянуть и в музей «Светелка» на территории великосельской школы (улица Некрасовская, 1). Небольшой деревянный домик ребята построили вместе с учителями и сами наполнили его экспонатами – предметами быта, сделанными на уроках технологии. По предварительной договоренности в школе проводят интерактивные программы и мастер-классы для детей и взрослых, а еще здесь, как и в керамическом центре, можно приобрести сделанные детьми сувениры, едва ли уступающие по красоте и оригинальности однообразным «заводским» магнитам. Чтобы заглянуть в «Светелку», нужно обратиться в школу или в краеведческий музей.

Кроме видов самого села на сувенирах часто встречается изображение вишни. Эта ягода – своеобразный местный бренд. О «как молоком облитых» вишневых садах Великого писал еще Николай Некрасов, любивший охотиться в окрестностях села.

Главная беда Великого села в том, что достопримечательности его в основном находятся в удручающем состоянии. По стенам дома Локалова ползут трещины, часть изразцов утеряна, над крыльцом прорастает деревце, а под крышей поселились ласточки. Да и ограда так называемого кремля в некоторых местах напоминает доску объявлений. И все же здесь чувствуется история. В неровном кирпиче под облупившейся штукатуркой. В холоде мраморных перил лестницы локаловского особняка. В спокойной глади озер и свежем дыхании липового парка, помнящего еще императорские времена.



Как доехать

Добраться до Великого несложно – в селе останавливается автобус Ярославль – Гаврилов-Ям. Дорога займет около 50 минут и обойдется в 80 рублей в одну сторону. Тот же автобус идет и в обратном направлении. Заранее узнать, во сколько он отправится из Великого, сложно – в селе нет автовокзала, только остановка. Сориентироваться можно по времени отправления автобуса из Гаврилов-Яма: до Великого он идет около 15 минут.












Фото Марии Демидовой
Автор
Мария Демидова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе