Жизнь на особняк

В 11 городах России добровольцы реставрируют старинные усадьбы.
В 2017 году Росстат насчитал в нашей стране около 1,4 миллиона добровольцев. Количество осознавших, что доброе дело приносит больше счастья и дает больше возможностей, стремительно увеличивается.
Андрей Кочетков: Этот дом на улице Льва Толстого долгое время был в ужасном состоянии. 
Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ


Не зря этот год в России объявлен Годом добровольца.


В Самаре молодые историки, архитекторы и математики решили не ждать, когда кто-то преобразит их красивый, но неухоженный город. Вспомнив находчивого героя Марка Твена, они взяли краски и кисти, и под пристальным вниманием профессионалов начали ремонтировать фасады деревянных домов в историческом центре. Теперь "Том Сойер фест" подхватили 11 городов. Этим летом число может вырасти до 20. Корреспонденты "РГ" прогулялись по улицам Самары вместе с Андреем Кочетковым, вдохновителем и основателем фестиваля восстановления исторической среды "Том Сойер фест".

Как полюбить свой город? Выйти на субботник? Завести блог и "запостить" историческую справку? Активисты "Тома Сойера" предлагают спасать старую Самару не словом, а делом. "Вернем Самаре цвет!" - призывает сообщество. И вернули.

В историческом центре Самары можно снимать кино - целые улицы дореволюционного прошлого. Мы едва успеваем крутить головами. Восхитительный модерн провинциальных особняков - ничуть не хуже столичных "Елисеевского" и Филипповской булочной. "Ценность Самары именно в этой исторической среде", - комментирует наш спутник Андрей Кочетков. Андрей - молодой историк (хипстерская бородка, хвостик, рюкзак, умный взгляд) - и он из тех, кому для того, чтобы жить интересно, не нужно собирать чемодан и переезжать в Москву или Париж. Ему интересно жить в родном городе, узнавать его историю и увлекать своей заинтересованностью других. Так, в 2012 году энтузиаст Кочетков придумал сообщество "Интересная Самара", чуть позже - интернет-журнал "Другой город" ("с внимательным взглядом на жизнь города и горожан"). Теперь вместе с активными горожанами из "Том Сойер " восстановил 11 купеческих особняков . Название движению придумал математик Андрей Чернов. " Говорит: давайте уже заборы красить. И пусть это будет "Том Сойер Фест".

Даже чиновники не стали сопротивляться добровольческому порыву "привести город в порядок" и очень быстро согласовали необходимые бумаги. Однако в больших городах (например, в Санкт-Петербурге) инициативная группа моментально утонула в инстанциях и согласованиях. "А вот в Бузулуке наша волонтер Аня пришла к мэру, он сказал "о кей" и дал пять тысяч рублей из своего кармана - на кисточки", - комментирует историк". Этот "эффект Бузулука", возможность самим преобразить свой город, для большинства наших соотечественников оказался открытием.

На улице Льва Толстого, куда мы идем, есть столетний дом с очень красивой резьбой. Бывший "страшно зачуханным" он стал первым восстановленным "Томом" объектом. На этой улице , кстати, ничего интереснее водочных и сосисочных никогда не было. Теперь влюбленные совершают променад, а туристы делают селфи.

Перед тем как взяться за кисточки, волонтеры приглашают профессионалов. Архитекторы-реставраторы внимательно осматривают дом. Энтузиасты не могут привести его в порядок, если есть проблемы с фундаментом, это сложная задача. Не менее сложными оказываются и переговоры с жильцами. "Жильцы мыслят так: моя территория до двери, а дальше гори все огнем", - поясняет Андрей. - Некоторые говорят, что хотят уехать, а если мы приведем в порядок дом, их не расселят". Публика бывших купеческих домов

"и профессора, и алкоголики", но прежде, чем приводить в порядок дом, надо получить согласие каждого. После удачных переговоров, активисты и эксперты разрабатывают проект восстановления, согласовывают его в администрации и ищут спонсоров.

Иногда активистам удается поработать и с домами-памятниками, которые находятся под охраной государства. Так, на заднем плане улицы Льва Толстого спрятан настоящий терем - дом провизора Бориса Позерна или "дом с жар-птицей". Его полинявшие стены с облезающей краской слишком долго наводили на горожан уныние. Волонтеры только подготовили и покрасили фасад, но стремление к красоте и порядку вызвало цепную реакцию. Выправили волонтеры покосившийся дом - лестничный пролет просел, фундамента не было - и взялись за рядом стоящий, неказистый, а он оказался шляпной мастерской. "Наши друзья из архивов подняли документы, и узнали, как звали владельцев. Многие жильцы стали приносить семейные архивы и сколько всего интересного всплыло". Теперь на домах есть таблички: этот принадлежал личному почетному гражданину Михаилу Ивановичу Орлову, тот - мещанке Авдотье Петровне Комаровой, а здесь жила мещанка Акулина Андреевна Мокеева. Так зачуханные домишки оказались потерявшимися, а потом нашедшимися элементами общего пазла памяти. Когда бы еще горожане узнали о мещанке Акулине Мокеевой?


Многие жильцы стали приносить семейные архивы, и сколько всего интересного всплыло


Порядок в городе добровольцы наводят по вечерам. После работы. "Для волонтеров - это отдых", - комментирует Андрей. "Социологи провели опрос, и оказалось, что активисты считают эту работу социально-полезным фитнесом. И это логично, человек просидел весь день за компьютером, а потом пришел и что-то сделал руками - голова отдыхает". Еще один бонус волонтекрства - переключение социальных ролей. "К нам приходят начальники - отдохнуть от должности". Но в основном приходит интеллигенция. "И не надо рассказывать байки, что интеллигенты руками работать не могут", - улыбается Андрей. Горожане сначала осторожно присматривались к чудакам. "Был комичный случай, когда пришли волонтерить французы, прибежала тетка в бигуди и в халате, начала кричать: ваш губернатор еще три года назад обещал дом сделать! До людей долго доходило, что мы не власть, а сами по себе".

Приятный сюрприз: в прошлом году одна крупная компания предложила краску. А однажды шел мимо хозяин кафе и предложил кормить ребят. Для дизайнера Веры Закржевской, много лет боровшейся за сохранение старинного особнячка, "Том Сойер Фест" стал настоящей опорой. А в Казани Костя Лебедев, один из жителей дома, который восстановил "Том Сойер", не может до сих пор остановиться: восстанавливает забор и старинные ворота. Добровольцы, раскрутили маховик добрых дел. На вопрос "Зачем вам все это?", энтузиаст Андрей Кочетков отвечает просто: "Это мой город. Я его люблю".



Экскурсия для "РГ"

Вдохновитель проектов "Интересная Самара", "Другой город" и "Том Сойер фест" Андрей Кочетков провел для корреспондента "РГ" экспресс-экскурсию по родному городу. Это его личный взгляд на Самару.

- Самара долгое время была страшным захолустьем. Но когда здесь построили железную дорогу, стала одним из торговых центров. Самарские купцы сделали свое состояние на зерне, и, разбогатев, купцы начали строить себе особняки. Многие купеческие особняки сохранились до наших дней благодаря Ульянову-Ленину. Оказалось, что и тут, и там он пил чай-пиво с соратниками, благодаря чему и удалось множество домов внести в списки охраняемых. Самарцы, знакомые с историей, любят повторять: "Ульянов родился в Симбирске, а Ленин в Самаре". До 1893 года Владимир Ульянов работал здесь в суде помощником адвоката и организовал первый марксистский кружок. На площади Революции, помимо Ленина, бывали еще две будущие звезды революции:

Максим Горький (в 1895 году приехал в Самару по приглашению главного редактора "Самарской газеты"), а в этой мастерской у художника Бурова брал уроки живописи Петров-Водкин.

Когда мы восстанавливаем особняки, стараемся сохранить академическую желто-бежевую палитру. Вон тот ярко-розовый цвет на старом доме - не родной, это чья-то культурная ошибка. По современным реставрационным конвенциям дом, которому от 100 до 300 лет, не должен выглядеть так, будто его вчера построили. Мы никогда не покрасим старый дом в сиреневый, голубой или оранжевый цвет. Цвет не должен "жечь глаз". Если у вас уходит ощущение, что этому зданию много лет, значит, цвет выбран неграмотно.



Экспертное мнение

Артем Демидов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры:

- Сегодня в нашей стране около 160 тысяч памятников обладают статусом объекта культурного наследия. То есть имеют таблички и право на заботу государства. Около 100 тысяч - считаются выявленными памятниками, окончательного решения по ним еще не принято и охранной табличкой они еще не обзавелись. Примерно столько же не выявленных памятников. Нет такой страны в мире, где культурное наследие сохранялось бы только усилиями государства, всегда есть место гражданской инициативе и общественному вниманию. На реставрацию у нас выделяются немалые средства, но их никогда не хватит на все. И тут как раз и помогут усилия гражданского общества. "Том Сойер фест" очень яркие ребята и большие молодцы, которые вдохновляют окружающих.

Автор
Текст: Татьяна Владыкина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе