10 грандиозных проектов Зураба Церетели

4 января 1934 года в Тбилиси родился Зураб Церетели, автор резонансных творений, президент Российской академии художеств, народный художник СССР. Мальчик родился в семье горного инженера, занимавшего высокие должности, и представительницы знатного княжеского рода. Её брат Георгий Нижарадзе был известным художником-живописцем, находился в центре грузинской художественной жизни. Там много времени проводил маленький Зураб, внимал разговорам дяди с известными грузинскими художниками - Аполлоном Кутателадзе, Давидом Какабадзе, Серго Кобуладзе, Учей Джапаридзе, Чико Казбеги, Дурсуном Имнашвили.
А помимо общего и художественного образования юный Зураб получал массу впечатлений - он обожал ездить верхом и ходить по родной Грузии. Национальная культура, народная поэтика, созерцание гор, трав, ручейков и рек пробудили в пареньке тягу изображать эту красоту. Любовь к путешествиям и сейчас не оставила Зураба Церетели - он постоянно в полётах и поездках по миру.

В 1958 году Зураб окончил Тбилисскую академию художеств, но диплом защитил не с первого раза. Уже тогда прогрессивное мышление художника натолкнулось на незыблимый академизм в представлении экзаменаторов периода соцстроя. Церетелевскую "Песнь о Тбилиси", что называется, зарубили. А она, между прочим, очень понравилась великому Мартиросу Сарьяну. Церетели за две недели написал "Портрет спортсмена" в духе 50-х прошлого века, и сторонники и хранители старой живописной школы приняли работу.

Потом был Институт истории и этнографии Академии наук Грузии, где Зураб тщательно зарисовывал добычи археологических и этнографических экспедиций. Церетели не считал такой труд рутиной, он благодарит тот период жизни за доскональное изучение исторических фактов. На них он основывает и сегодняшнее творчество, взять хотя бы нашумевшего "Петра в доспехах" (монумент в Москве) - некоторые глумились, а скульптор Церетели ответил, дескать, на старинных гравюрах царь в таких доспехах.

Оттепель 60-х годов минувшего столетия, переоценка ценностей, оживление во всех областях творческой деятельности. Церетели может раскрыться в своих стремлениях к монументализму, явить в нём свои новаторства. Художник и скульптор Зураб Церетели обретает известность и за границей. В Риме - памятник нашему великому Николаю Гоголю, в столице Уругвая Монтевидео — Льву Толстому и Юрию Гагарину, монумент Оноре де Бальзаку в старинном французском городе Агда, памятник жертвам Холокоста открыт в саду скульптур президентского дворца в Иерусалиме, в Нью-Йорке - масштабное творение "Слеза скорби", посвященное трагедии 11 сентября, монумент в Брокпорте "Счастье детям всего мира" в дар специальным детским Олимпийским играм и другие заметные работы.

Признанием проектов Церетели в США стало обращение студентов факультета искусств в Брокпорте к своей администрации с просьбой пригласить художника на преподавательскую работу. Несколько месяцев Церетели преподавал живопись и вел со студентами практические занятия, обучая их технике мозаики, витража, работе с металлом. За преподавательскую деятельность ему присвоили звание почетного профессора Брокпортского университета.

С молодых лет Зурабу Церетели доводилось участвовать в крупнейших проектах, и в каждом этот художник и скульптор был заметен, неординарен.

"Вечерняя Москва" решила напомнить о самых больших работах Зураба Церетели.

1. При создании ныне знаменитого курортного комплекса в Пицунде Зураба Церетели пригласили главным художником этого огромного уникального объекта.

2. В Грузии Церетели выполнил цикл крупных мозаичных работ. Например, монументальное мозаичное панно "Человек, труд — смысл и красота бытия" на фасаде Дворца культуры профсоюзов в Тбилиси (архитектор Г. Метонидзе, 1970-1971). Стало знаменитым декоративное оформление тбилисского ресторана "Арагви" - здание ресторано художественно связано с парком. А внутренняя мозаика "Арагви" отмечена в 1973 году Государственной премией СССР.

3. Популярный курорт Боржоми тоже оформлен Зурабом Церетели. Его трактовка взаимоотношений в природе в мозаичной композиции "Охота" весьма оригинальна - некое воспарение над физической реальностью. В мире творчества охота выглядит как гармония и перестаёт быть драмой, сюжет напоминает танец. Прямо скажем, не для всех культур и менталитетов понятная позиция.

4. Очень интересно единственное панно Церетели. Если называть профессионально, это рисунок в технике углубленного линейного рельефа. Он выполнен на фасаде здания фирмы "Мелодия" в Тбилиси, там музы сплетаются в стремительном танце. Специфика выполнения обеспечивает нарядность панно, схожесть с кружевом. Сделано так: небольшая глубина борозды не создает резких теней, а чтобы рисунок всё же отчётливо выявить, борозды заполнены бронзой - необычный цветовой и световой эффект.

5. Новая техника работы по металлу, несколько колоссальных проектов. Нарисованный на листовой меди рельеф обычно выколачивается и всё. Церетели после выколотки стал вырезать выпуклые фигуры и выдвигать их относительно фона на вертикальных стенках. Тогда рельеф крупномасштабный, разборчив издалека. В такой технике выполнены, например, композиция "Колхида" в селе Хоби, композиция "Человек и солнце" неподалеку от тбилисского аэропорта. Прекрасным был монумент, посвященный двухсотлетию присоединения Грузии к России "Узы дружбы". Это был огромный металлический позолоченный узел, он связывает два кольца, соединивших судьбы грузинского и русского народов. Внутри был подвешен металлический свиток с текстом Георгиевского трактата. Композиция взорвана в 1991 году по распоряжению Звиада Гамсахурдия.

6. В конце 70-х годов прошлого столетия, во время подготовки к московской Олимпиаде-80, Зураб Церетели участвовал в создании крупнейшего гостиничного комплекса "Измайлово", предназначенного для иностранных гостей. Декоративный фриз культурного центра стал художественной доминантой ансамбля, а многоэтажные корпуса гостиниц группируются вокруг него. Отличным решением стали фигуры спортсменов, выразивших лозунг Олимпиады: "Быстрее, выше, сильнее!"

7. Обелиск на площади Победителей в Парке Победы на Поклонной горе в Москве, самый высокий монумент в России, - работа Церетели. Его высота - 1418 дециметра, по одному за каждый день войны. Гигантский трехгранный бронзовый штык обелиска решительно поднят, на его острие - крылатая богиня победы Ника, а на гранях монумента - барельефы: в огне и дыму сражений наши победители, выжившие и отдавшие жизнь за Победу. Монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию. Две из них полукруглые и пологие, а центральная - торжественная, прямая. Над ней - скульптура "Святой Георгий, убивающий дракона".

8. Памятник "300 лет Российского флота", или "Петр Великий" в Москве. Он создан в 1997 году, вокруг него сначало было много споров. Крупномасштабный проект с очень большими плоскостями скульптурной формы, а значит, для него требуются и особые инженерные решения - чтобы конструкцию просто-напросто не повалило ветром. Несущий каркас этого почти 100-метрового монумента - металлоконструкция из нержавеющей стали, на которую наложены бронзовые детали облицовки. Нижняя треть всей конструкции собиралась отдельно и устанавливалась на железобетонное основание-фундамент. Отдельно собирались фигура царя, конструкция и облицовка корабля. Подвесные ванты корабля выполнены из нержавеющей стали, пластическая облицовка рострального постамента, корабля и фигуры - из высококачественной бронзы первичной обработки. Бронзовая поверхность пьедестала обработана пескоструйкой, покрыта патиной, а сверху — воском, защищающим ее от негативных атмосферных влияний. Поверхность фигуры покрыта лаком, потому не подвергается воздействию внешней среды. Свиток в руке императора позолочен. Паруса сделаны в технике выколотки из меди. В основании площадки-острова - фонтаны.

9. Обновлённо-восстановленная Церетели Манежная площадь Москвы с зоной отдыха, сквером, фонтанами, парковой скульптурой, с воспроизведенным как исторический факт бассейном реки Неглинки, раньше там протекавшей. Балюстрада белого мрамора, спускающаяся уступами к конфигурации, которая была широко распространена в архитектуре русских усадеб 18 века, фонари екатерининской эпохи, вращющийся купол "Часы мира" - такая теперь Манежная плащадь. Примечательно, что купол-часы совершает ровно один оборот в день, а на внешнем своде купола изображена карта Северного полушария. Купол венчает 10-тонная бронзовая скульптурная композиция святого Георгия.

10. Храм Христа Спасителя решили воссоздать в 1995 году, много в том проекте выполнено Зурабом Церетели. Например, центральные люстры, кресты и врата храма. Высота центрального креста вместе с опорной частью — более 9 метров, вес более 3 тонн. Выдержать амплитуду колебаний в 3,5 метра позволяет специальный механизм, заложенный в конструкцию. Врата храма - с четырех сторон света, 12 врат храма Христа Спасителя и 4 — нижнего храма. Сложное произведение, в композицию входят объемные формы горельефных фигур библейских и евангельских святых и святых отцов Церкви, а также рельефный орнамент и тексты из Библии и Псалтыри. Между прочим, бронзовые двери весят по 10 тонн каждая при высоте почти 10 метров, но это не ощущается при их открывании - благодаря уникальной конструкции петель.
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе