Актуальные древности

Фестиваль "Рим. Дорога к современному искусству"

В итальянской столице состоялся второй международный фестиваль "Рим. Дорога к современному искусству", включающий ярмарку и массу выставок в исторических памятниках мирового значения — от рынка Траяна до палаццо Барберини. Особым римским путем прошлась МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА. 

Пресс-конференция происходила прямо на Капитолии, во Дворце консерватории. Умберто Кропи, представитель городской администрации, и директор фестиваля Роберто Казираги страстно доказывали журналистам, что Рим не только сокровищница мирового культурного наследия, но и город современного искусства, и их задача — объединить эти две ипостаси. Для русского уха удивительно прозвучали слова о провинциальности Рима в отношении современной сцены и ревнивые сравнения с Венецией и ее биеннале, и знакомо — сетования на бюрократические сложности, связанные с устройством выставок в исторических памятниках. На вопрос "Ъ" о бюджете господин Казираги замялся, но все же назвал цифру в ?3 млн, из которых треть — деньги города, остальное — частные средства. 

Похоже, что организаторы "Дороги" еще не определились с форматом своего мероприятия, которое одновременно и ярмарка (62 галереи, преимущественно итальянские, но также из Лондона, Парижа, Стокгольма, Хельсинки, Гааги, Майами), и нечто вроде биеннале с четырьмя большими выставками. Одну из них, заслуживающую отдельного разговора — "вы этого никогда не видели" в палаццо Барберини,— сделал самый знаменитый после Маринетти итальянский куратор Акилле Бонито Олива. Возможно, это слипание коммерческого и некоммерческого — новый международный тренд. Старые ярмарки, вроде Базельской, обрастают параллельной программой, и наоборот, Венецианская биеннале теперь обзавелась и ярмаркой. Да и у нас ярмарку "Арт-Москва" подвинули поближе к Московской биеннале. 

В палаццо Венеции XV века, с балкона которого Муссолини обращался к согражданам, понять, где кончается выставка и начинается ярмарка, можно было только по появившимся на стенах названиям галерей, ну и по отдельным вкраплениям работ интернациональных рыночных героев вроде фотографов Давида Ляшапеля (?20 тыс. за фото) и Нобуеси Араки и скульптора Тони Крэгга. Кстати, цен выше ?100 тыс. на ярмарке не попалось. Запомнился стенд римской галереи Monitor с инсталляцией Франческо Арены — битвой серпов и молотов, невольно напомнившей о том, что коммунисты до сих пор сильны в Италии. 

История повторилась в древнем госпитале Сан-Спирито по соседству с собором Святого Петра, также поделенном между ярмарочными стендами и выставкой молодых художников "Опасная сеть". И тут и там доминировал типичный молодежный дадаизм: мятые листочки, карандашные граффити, лозунги — так вопиюще непродажные, что многие галереи с удовольствием берут такое искусство на реализацию. Вообще "Дорога" весьма гостеприимно относится к начинающим. Молодым кураторам позволили заселить рынок Траяна — здесь в каморках-ларьках античных торговцев разместилась выставка видеоарта "Только в темноте". А на ярмарке выделен специальный раздел для галерей новобранцев — Start Gate. В Сан-Спирито особенно эффектным оказался стенд бывшего москвича Вадима Фишкина (самый дорогой объект — ?40 тыс.), которого представляет миланская Impronte Contemporary art, открывшаяся в прошлом году и продвигающая и других русских — Анастасию Хорошилову, Владимира Куприянова, Стаса Шурипу. 

Во Дворце выставок конца XIX века, еще одной точке ярмарки, на одном из стендов можно было прочитать откровенную надпись: "По крайней мере мы еще не продали ни одной картины", а на противоположной стене обнаружить кисточку-флейц за ?1 тыс. Римская галерея РАМ RadioArteMobile и вовсе предлагала нечто совсем уж футуристическое — музей звукового искусства, коллекцию двухминутных аудиопроизведений от художников разных стран, в том числе, например, Олафура Элиассона. Но припасла и более материальный объект с утюгами от патриарха арте повера Янниса Кунеллиса (?100 тыс.). Шестидесятников-хулиганов из флаксуса представляла галерея Archivio Pari & Dispari. На их стенде ностальгическая подушечка "Imagine the peace" 2003 года от Йоко Оно стоила ?15 тыс., а разломанная во время перформанса Шарлотты Мурман и Нам Джун Пайка скрипка, подписанная самим отцом мирового видеоарта,— ?35 тыс. Внимание привлекал стенд неаполитанской NOTgallery с работами некоего Jabo — пиктограмма человечка, смахивающего на Гитлера, появляющегося на разных картинах то со свастикой, то с нимбом. Но подобного провокативного искусства было немного, как понемногу присутствовали на ярмарке и исторические итальянские движения — рисунки футуристов и картины трансавангарда 1980-х. 

В недавно отреставрированном храме Адриана, построенном в 145 году нашей эры, расположилась выставка "Академия академий". Интереснейшая тема, посвященная традиции паломничества художников со всего света в Рим, была вынужденно подана в виде конспекта. Из 25 базирующихся сегодня в Риме иностранных академий на выставку попали шесть, в том числе самая старая, французская, засевшая в палаццо Медичи и основанная еще в 1666 году. Чтобы развернуть эту тему во всей красе, понадобилось бы занять десяток палаццо, но можно вообразить, что это было бы за зрелище — от Никола Пуссена и нашего Александра Иванова до современных творцов, приезжающих в Вечный город. Один из экспонентов выставки изобразил фрагмент уорхоловского супа "Брилло" — спрашивается, нужно ли для этого стажироваться в Риме? Но и честные натурные виды с античными портиками и колоннами от стипендиатов румынской академии слишком уж напоминали туристические открытки. "Дорога" увенчалась коллективным ночным вернисажем в 66 галереях по всему городу. Кстати, одна из них показала новую работу "Башни" нашего певца имперских руин Валерия Кошлякова — тоже про то, как совместить современность с римскими древностями.

МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе