Белые «герои» и «демократическая» точка зрения…

В Ярославле открылась фотовыставка «Ярославль расстрелянный», посвященная 90-летию мятежа 1918 года.

Если бы в гражданской войне победили белые (в 1919 году шансы на то у них были), то к очередной дате их победы такая выставка пришлась бы весьма кстати и смотрелась бы очень органично: вот тут, в красном углу, белые герои, вот тут – иконы невинно убиенного государя императора, вот тут – картины разрушений, учиненных злыднями-большевиками. А вот тут (в отдельном углу) – фотографии красной сволочи.

И все было бы нормально – и задаваться вопросом о том, какое, собственно, отношение имеет расстрел царской семьи (происшедший, как известно, в Екатеринбурге) к мятежу в Ярославле, было бы совершенно неуместно. И уж тем более нелепо было бы спрашивать у устроителей выставки о том, как выглядели, к примеру, Иркутск и Чита после их захвата белыми осенью 1918 года. Или о том, как обошлись особо щирые самостийники Петлюры с восставшими киевскими рабочими в январе того же 1918-го…

Но, увы, – по злой иронии судьбы открытие такой откровенно «однозначной» экспозиции пришлось в аккурат на день траура, объявленный в память о жертвах войны в Южной Осетии.

А на фоне того, что натворили в Цхинвале в августе 2008 года вполне себе «демократические» грузинские войска, «злодеяния» красных в Ярославле 1918 года… не впечатляют, скажем так. При этом стоит отметить, что некоторые фотографии в этой выставке просто изумляют. Например, среди прочих фото на стене красуется совершенно хрестоматийный (и потому всем известный по школьному учебнику истории СССР) снимок «Запись в Красную Армию», сделанный еще в январе 1918 года в Петрограде. Однако подпись под ним почему-то гласит, что это-де Ярославль.

Впрочем, большинство снимков действительно заслуживает внимания. Посмотреть на знакомые места и увидеть, как они выглядели 90 лет назад, разумеется, интересно. Вот, к примеру, знаменитый дом с «четырьмя непьющими мужиками», напротив которого торчат из пожарищ печные трубы; вот окопы рядом с одной из хорошо знакомых церквей. А вот и немецкие пленные, которым в конце концов «сдались» мятежники – групповое фото у служебного входа в Волковский театр.

Последнее фото особенно занятно выглядит на фоне «ультиматума» полковника Перхурова (он приведен в подписи к одной из фотографий), посланного красным: мол, если вы, красные, не прекратите обстрел города, то мы, белые, будем расстреливать пленных. Как красных, так и… немецких. Если угрозу расстрела пленных красноармейцев еще можно как-то списать на взаимное озверение, то угроза расправиться с пленными немецкими просто вгоняет в ступор. В русский плен эти люди попали во время первой мировой войны в 1914–1917 годах и в русской усобице 1918 года были вообще персонажами посторонними. Ан вот поди ж ты – могли, оказывается, и они «попасть под раздачу» от защитников «родины и свободы». Белые герои, да-с…

Григорий РОЖНОВ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе