Букет грез

Екатерина Данилова — о художнике Викторе Борисове-Мусатове.
Выставка "Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества "Голубая роза"" откроется в Русском музее на этой неделе.

Один из самых поэтичных художников, чьи картины словно погружают в сонное оцепенение заколдованного царства, был влюблен, по выражению Волошина, "в специфическую некрасивость женских лиц, которые силой своей любви создают из "некрасивости" новую Красоту".


Петр Уткин "У моря", 1910


Тончайший, нежный, милый, сердечный, трогательный — это тоже из отзывов современников о Борисове-Мусатове. Оставшийся горбуном после детской травмы, он был романтиком, щеголем и красавцем. Рядом с современниками-титанами художник занял совершенно особое место, создав свой мир ностальгии по исчезающему дворянскому быту, романтики старинных русских усадьб, заброшенных парков и заросших прудов.


Сергей Судейкин. "Саксонские фигурки". 1911
Фото: ГРМ


"А я сижу дома и задаю концерты себе одному.

В них вместо звуков — все краски,

А инструменты — кружева, и шелк, и цветы.

Я импровизирую на фоне фантазии,

А романтизм — мой всесильный капельмейстер.

Мечты мои всегда впереди.

Иногда они ближе, меня окружают толпой.

Они мне создают целые симфонии.

Тоска меня мучит.

Музыкальная тоска по палитре, быть может..."

— писал художник. Стоит ли удивляться, что день, когда знакомая подарила Борисову-Мусатову целый сундук старинных платьев, юбок с кринолинами, шалей, кружев и т.п., стал для него счастливейшим. А чтобы лучше грезить, он использовал... фотоаппарат. Он делал фотопортреты — и на них такие же прелестные, замершие не то в полузабытьи, не то в обмороке смерти женщины (как тут не вспомнить Климта, современника Борисова-Мусатова, с его так и не очнувшимися от сна красавицами). Часть этих фотоэтюдов (некоторые он даже раскрашивал) стала набросками будущих полотен.

Он прожил очень мало — всего 35 лет. Последние месяцы своей жизни художник провел в Тарусе на даче у Ивана Владимировича Цветаева, которому все мы обязаны ГМИИ им. Пушкина.


Павел Кузнецов "Чайхана", 1912


Уже через два года после смерти Борисова-Мусатова начался настоящий культ художника. Из него "выводили" себя и символисты "Голубой розы". Среди 80 произведений, представленных в Михайловском замке, кроме работ Борисова-Мусатова можно будет увидеть полотна Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Петра Бромирского, Петра Уткина, братьев Милиоти и других участников "Голубой розы", первая выставка которой состоялась 110 лет назад, в 1907 году.

Чтобы лучше грезить, он использовал... фотоаппарат. Художник делал фотопортреты — и на них такие же прелестные, замершие не то в полузабытьи, не то в обмороке смерти женщины.
Автор
Екатерина Данилова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе