Частная симфония — о Левитановском фестивале в Плесе

Вопрос о том, кто должен содержать дорогостоящую структуру под условным названием "классическая музыка" — государство или частные доброхоты,— в разных странах решается по-разному. Так исторически сложилось, что континентально-европейская модель финансирования — скорее государственная, а англо-американская — скорее нет. Обе вполне исправно работают и уловить, что какая-то из них ущербнее другой, невозможно. Хотя есть мнение, что английские оркестры самые профессиональные и нескучающие, потому что состоят не из государственных служащих, которых очень сложно уволить, а из нанимаемых каждый год музыкантов, которым в силу конкуренции все время надо поддерживать хорошую форму. Тем не менее первоклассность Берлинского филармонического оркестра тоже никто не оспаривает.
В России за культуру, ее расцвет и конечно же упадок в течение многих поколений отвечало государство. Классическая музыка рассматривалась исключительно как витрина достижений, то запыленная и неактуальная, то снова вроде вымытая. Утверждение, что симфоническое искусство, опера и балет — это государственное дело, практически ни у кого не вызывает сомнения. Любые исключения из этого правила — удивительны и любопытны, как некий системный сбой. Главным таким исключением много лет был Российский национальный оркестр Михаила Плетнева, не так давно все же вынужденный перестать называться частным и обрести государственную крышу.

История совсем другого масштаба — Левитановский фестиваль в крошечном городе Плесе. Это несколько концертов камерной музыки под художественным руководством пианиста Алексея Гориболя, устраиваемых на деньги главного плесского отельера и ресторатора Алексея Шевцова. Казалось бы, и сравнивать нечего, но вот уже приближается пятый по счету фестиваль, понятно, что он не однодневка и не прихоть, на него у определенной, совсем неширокой, но верной публики завелась мода приезжать, его название выучили музыканты, и даже государство его заметило — в этом году фестиваль пройдет в новом зале, построенном уже не на частные деньги. В общем, создан некий прецедент, в котором интересно разобраться.

При этом важно заметить, что Шевцов это делает, потому что любит не столько музыку саму по себе или абстрактно манифестируемую "духовность", сколько Плес, по поводу развития которого у него есть совершенно выстроенная концепция "медленного, внимательного туризма". Она, по его мнению, есть нечто прямо противоположное официальной точки зрения на этот предмет.

— Государство у нас как будто впервые узнало о туризме,— говорит Шевцов,— поняло, что есть такая отрасль, и с энтузиазмом вкладывает деньги в туристические центры. Но при этом признается только такая модель: надо создавать крупные туристические комплексы, изолированные от остальной страны, развивать такие огромные резервации для туристов. В принципе, это повторение того, что и в советские годы делалось. В Плесе тоже есть подобные поползновения. Но понятно, что на роль крупного курорта all inclusive Плес никак не тянет. Там нет ни километров пляжей с теплым морем, ни каких-то гор значительных. Там это все может быть только в порядке шутки — где-то возвышаются почти игрушечные склоны, где-то бережок волжский оформлен цивилизованно. У Плеса в туристической области единственно возможные образцы — маленькие европейские городки где-нибудь во Франции, Англии, Германии. То есть главное — Плес должен оставаться самим собой, со своей архитектурой, пейзажем. Смысл не в том, чтобы построить рядом с ним какой-то комплекс для туристов. А в том, что сам процесс местной жизни нас увлекает и возвышает. Мы замедляемся, останавливаемся, начинаем слушать тишину, и как раз в этот момент вступает классическая музыка.

При всей поэтичности нарисованной Шевцовым картины совершенно очевидно, что мотивация его лишена пафоса, не лишена расчетливости и не имеет никакого отношения к привычным мантрам о необходимости поддержки классической музыки, чтобы быть "впереди планеты всей". Надо трезво понимать, что обустроенный пандус, цивилизованный общественный сортир, кофемашина в кафе на набережной вместо пива и воблы и фестиваль классической музыки вместо курортной уличной попсы в данном случае — однопорядковые явления.   
Еще одна тема, которую тут можно уловить,— децентрализация культуры, по крайней мере, стремление к этому. "Нам привычно, что Россия велика, но в ней только два города — Москва и Петербург,— продолжает Шевцов.— И в этом слабость всей конструкции. Дело в том, что государство не может заниматься всей территорией страны. Так же, как и в туризме, оно занимается только несколькими гигантскими проектами. До маленьких местечек руки у государства не дойдут, и очень важно — я думаю, что это будет происходить — стремление городков и даже деревень становиться центрами высокой культуры. Может, в самом Плесе и на фестивале побывает не так много людей, но по этой модели должна развиваться провинция". Неким немузыкальным собратом Левитановского фестиваля Шевцов видит "Архстояние" в деревне Никола-Ленивец Калужской области.

При этом никаких утопических мыслей по поводу смены привычных обязанностей по отношению к классической музыке Шевцов не имеет: "Содержание школ, академий, оркестров для частных лиц — это неподъемная задача. Мы же просто инициируем праздник, что-то немножко оплачиваем, но, в общем, пользуемся тем, что живем в такой культурно богатой стране. Я-то считаю, что для государства классическая музыка — по первостепенности должна быть где-то рядом с перевооружением, строительством мостов и Дальневосточного федерального университета. И мне кажется, у государства есть понимание, что оно имеет такой инструмент мягкой силы. Потому что государство думает о престиже и прочности. Правда, оно не всегда умеет красиво сказать, о чем думает. Оно немножко такое неуклюжее, и даже когда задумало хорошее, не умеет внятно объяснить".

В этом году на Левитановском фестивале с 21 по 23 сентября состоятся четыре концерта, основное место в которых занимает не часто звучащая музыка — от редкого Шумана до Шнитке, Кейджа и Райха. Основные исполнительские силы — известные столичные музыканты, знающие толк в камерном музицировании, такие как скрипачи Назар Кожухарь и Елена Ревич, пианистка Полина Осетинская, виолончелист Рустам Комачков. Спецпроект фестиваля — "детская" программа, где Ингеборга Дапкунайте читает стихи из книги Веры Павловой "Детский альбом Чайковского", соответствующее фортепианное сочинение играет Алексей Гориболь, а по соседству в Дачном театре им. Шаляпина проходит выставка работ художницы Ирины Корсаковой из ее цикла "Детские игры". А откроется фестиваль гала-концертом в честь нового Левитановского зала на берегу Волги.

http://www.kommersant.ru/doc/2019352

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе