22 сентября 2012 ● Екатерина Бирюкова
Вопрос о том, кто должен содержать дорогостоящую структуру под условным названием "классическая музыка" — государство или частные доброхоты,— в разных странах решается по-разному. Так исторически сложилось, что континентально-европейская модель финансирования — скорее государственная, а англо-американская — скорее нет. Обе вполне исправно работают и уловить, что какая-то из них ущербнее другой, невозможно. Хотя есть мнение, что английские оркестры самые профессиональные и нескучающие, потому что состоят не из государственных служащих, которых очень сложно уволить, а из нанимаемых каждый год музыкантов, которым в силу конкуренции все время надо поддерживать хорошую форму. Тем не менее первоклассность Берлинского филармонического оркестра тоже никто не оспаривает.