Деньги на ветер странствий

Столичный Музей декоративно-прикладного и народного искусства отправился в странствие — по столетиям. На чем раньше передвигались, кроме своих двоих, что брали в дорогу и брали ли вообще — обо всем этом на выставке «Путешествие с шиком и без». 

Корреспондент «Культуры» побродила по залам, посмотрела на представленное великолепие, а также — убожество и решила провести параллели с современностью.

Сорок серебряных предметов из туалетного сервиза архиепископа Майнца — с ними немец, служивший Господу в XVIII веке, не расставался во время дальних путешествий. Эта позолоченная роскошь, которая сегодня выглядит на редкость аляповато, — центральный экспонат, иллюстрирующий странствие «с шиком». В соседнем зале — берестяной короб, который носили за спиной крестьяне Архангельской области. Их войлочные тулупы сурово контрастируют с дорожными костюмами господ, а шерстяные платки воронежских баб — с кокетливыми шляпками благородных дам. «Классовый разрыв» и в средствах передвижения — телега, запряженная клячей, против роскошного императорского экипажа.

«Галантный век» сменяется XIX столетием, но акценты остаются теми же. Лишь советское время нивелирует классовую рознь, одаривая всех путешественников одинаковыми фанерными чемоданами и сигаретами «Прима»... Наследие социализма кураторы решили собрать воедино — в гигантскую авоську, что подвесили под самый потолок музея на Делегатской.


Не знаю, какие экспонаты будут иллюстрировать через три века быт современных туристов, а заодно и сегодняшнее социальное расслоение, но кто мешает пофантазировать? Например, вместо гравюр с телегами да экипажами повесить фотографии поезда для бедняков в Индии, с крыши которого гроздьями свисают пассажиры. Рядом — снимки составов люкс в той же Индии, дворцов на колесах: с тренажерными залами, джакузи, персональным дворецким для каждого пассажира и так далее. Путешествия по далекой стране на таких поездах активно предлагаются и российским туристам.

Роскошь на колесах доступна и в России — к примеру, двухнедельное железнодорожное vip-путешествие от Москвы до Владивостока обойдется примерно в 30 тысяч долларов. Состав будет идти только по ночам, а днем пассажирам предлагаются экскурсии по городам следования. А вот южноафриканский поезд класса люкс, наоборот, по ночам стоит, чтобы дать гостям возможность спокойно выспаться, а в светлое время суток несется по просторам ЮАР.

Странствие эконом-класса лучше всего проиллюстрирует турист, путешествующий автостопом. Бесплатным может оказаться и перелет — к примеру, одна европейская авиакомпания иногда предлагает билеты за ноль евро... Впрочем, куда распространеннее «лоукостеры» — на борту их самолетов нет большинства пассажирских услуг, как обед или свежая пресса, зато цены в несколько раз ниже, чем у коллег. Правда, такие компании в основном западное явление. Российским туристам приходится хитрить — добираться до Питера, оттуда на автобусах ехать до Эстонии или Финляндии и там уже обзаводиться вожделенными билетами «лоукостеров» в нужную точку Старого Света. Межконтинентальными такие перелеты бывают редко.

Другой тренд экономно путешествующих — каучсерфинг: веб-проект, позволяющий бесплатно прописаться к незнакомым людям. Собрались вы, к примеру, в Гондурас, а тратиться на отель — жаба душит. Да и одному в номере скучно. Находите с помощью социальной сети тоскующего гостеприимного гондурасца, который готов на общественных началах поселить вас у себя дома. Заодно познакомит с местными обычаями, а вы его обучите игре на балалайке — того гляди, подружитесь на всю жизнь. Хотя для каучсерфинга нужно обладать определенной долей авантюризма.

Экономные, но робкие отправляются в старые добрые хостелы — комнаты на 10–12 человек. Двухъярусные кровати, удобства на этаже и веселые соседи со всех концов света, галдящие ночь напролет. Они, кстати, тоже могут стать закадычными друзьями.

У кого с товарищами все в порядке, а с деньгами — тем более, отправляются на Южный полюс. К примеру, из Кейптауна. И устраивают в Антарктиде фуршет для избранных, предварительно пригласив повара из мишленовского ресторана. Говорят, раньше наведывались и на российскую полярную станцию, вот только «пришельцы» плохо влияли на наших специалистов — хождение в гости пришлось прекратить. Как бы то ни было, поездка на самую южную точку Земли — плюс элегантные излишества — обойдется примерно в 50 тысяч долларов.

К услугам состоятельных поклонников экзотики и путешествие на Огненную Землю, к проливу Дрейка — здесь случаются сильнейшие в мире штормы. Или перелет в самую северную деревню Европы, где можно покататься на снегоходах и увидеть полярное сияние. Такое удовольствие — около 10 тысяч долларов. Богатые любители тепла отправляются в круизы по Амазонке на фешенебельном лайнере. Одна из стен в каюте прозрачная — чтобы наблюдать за проплывающими джунглями. Можно досмотреться и до розовых дельфинов — те и вправду водятся в Амазонке. А некоторые экстремалы спускаются в соляные шахты — например, в Колумбии. Настоящие охотники отправляются на Камчатку — стрелять медведей. Те же 10 тысяч долларов — и вы неделю бегаете за несчастным животным. Транспортировка убиенного будет стоить отдельных денег, причем немалых.

Ну, а тем, кому опостылела родная планета со всеми ее недрами и медведями, прямая дорога в космос. Диагноз «практически здоров», двухнедельная подготовка, свободные 100 тысяч долларов — и клиент покидает бренную Землю. Правда, не навсегда. Ведь главное в любом путешествии — то, что оно однажды заканчивается. Добро пожаловать домой.

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе