«Фотография в натуральных цветах — моя специальность…»

Знаменитый русский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский, создавший с помощью нового изобразительного средства — цветной фотографии — цельный образ Российской империи, сегодня известен, пожалуй, лишь знатокам и специалистам

В России фотография с самого начала рассматривалась как важнейший инструмент описания государства. Ее развитие совпадало с эпохой глобальных социальных перемен и отражало становление общероссийского самосознания. На рубеже ХIХ–ХХ веков разворачивалась визуальная инвентаризация стремительно менявшейся страны. Один за другим издавались иллюстрированные атласы, альбомы и справочники.

В 1894 году, когда Министерство внутренних дел разрешило бланки открытых писем в стандарте Всемирного почтового союза, фотоописания обрели черты типических обобщений — народы, культуры, города стали брендами огромной империи.

Особое место уделялось образам территорий. На Парижской всемирной выставке 1899 года Российскую империю представляли серии фоторепортажей из провинций огромной страны.

Усилиями российских фотографов создавался образ державного целого. И первым среди равных был Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Ученый, изобретатель, фотожурналист, предприниматель, патриот, он первым сделал образ России живым и ярким, наполнив его цветом.

Фотограф-исследователь

Сергей Прокудин-Горский родился в городе Муроме Владимирской губернии 31 августа 1863 года, прожил долгую и очень насыщенную жизнь, умер 27 сентября 1944 года в «Русском доме» в Париже; похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

В юности Прокудин-Горский получил высшее химико-технологическое образование и в конце 1880-х отправился в Германию, где приступил к исследованиям в лаборатории химии профессора Мите.

В 1890 году, по возвращении в Россию, женился на Анне Лавровой — дочери одного из основателей отечественного сталепушечного производства Александра Степановича Лаврова. В браке родилось трое детей. При поддержке тестя Прокудин-Горский на долгие годы — до Октябрьской революции — стал директором правления Товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов. В 1898 году вошел в состав фотографического отдела Императорского русского технического общества, стал его председателем. На одном из заседаний отдела выступил с докладом «О фотографировании падающих звезд (звездных дождей)». Был также избран членом Императорского Русского географического общества.

В 1901 году Прокудин-Горский открыл в Петербурге фотомастерскую, в помещении которой с 1906-го по 1909 год располагалась возглавляемая им редакция журнала «Фотограф-любитель»; стал организатором курсов практической фотографии; был избран почетным членом Русского фотографического общества в Москве.

Первое сообщение о методе изготовления цветных диапозитивов Прокудин-Горский сделал в 1902 году. В 1903-м он опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

В то время процесс получения цветного изображения был трудоемким: с одной точки снимали через три разных фильтра три негатива. Их проявляли и фиксировали, а затем контактным способом, используя пигменты, получали три окрашенных в основные цвета позитива. Затем позитивы нужно было совместить. Прокудин-Горский открыл новое красочное вещество сложного состава, значительно превосходящее сенсибилизаторы, впервые примененные в 1902 году немецкими химиками Мите и Траубе. В январе 1905 года он впервые представил 70 цветных снимков на суд публики.

В 1907 году появилась система цветного фотографирования на пластинах «Автохром», изобретенных и запатентованных фирмой братьев Люмьер. Владея этим методом, Прокудин-Горский продолжал совершенствовать процесс цветной фотографии. В конце концов он создал технологию совмещения «тройных» негативов. С ее помощью российский фотограф отснял не менее 3500 кадров, используя фотокамеру, фиксировавшую на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный светофильтры. Некоторые снимки были напечатаны по системе карбро (получение цветного изображения копированием цветоделенных изображений на окрашенные желатиновые слои и совмещение окрашенных слоев на общей подложке) или диапозитивов, однако автору не довелось увидеть всю свою коллекцию в цвете.

Сергей Прокудин-Горский, ученый, изобретатель, фотожурналист, предприниматель, патриот, он первым сделал образ России живым и ярким, наполнив его цветом

Образ империи

Исследования и эксперименты Прокудина-Горского в области фотографии тесно связаны с натурными съемками. Он был автором и редактором альбома, посвященного Русско-японской войне, в который вошло около 300 его снимков — это единственный прижизненный альбом фотографа, изданный Штабом Главнокомандующего в 1905 году. В том же 1905 году Прокудин-Горский обратился в Комитет Красного Креста с предложением создать серию цветных открыток — было отпечатано около 90 образцов.

В апреле 1906 года на VI Международном конгрессе прикладной химии в Риме Прокудин-Горский представил два доклада — «Наблюдения и исследования при фотографировании в натуральных цветах» и «Прикладная фотография в России», сопроводив их демонстрацией своих работ. Цветные снимки Прокудина-Горского были отмечены на выставках в Антверпене и Ницце.

Мастер работал в разных жанрах, был он и одним из основоположников психологического портрета. В мае 1908 года Прокудин-Горский провел три дня в семье Толстых в Ясной Поляне. Результатом этой поездки стал фотопортрет Льва Николаевича Толстого. Именно в письме к Толстому Прокудин-Горский сформулировал свое кредо: «Фотография в натуральных цветах — моя специальность». В 1908 году русские фотографические общества подали в Государственную думу «Записку об авторском праве фотографа», составленную при участии Прокудина-Горского. В залах Академии художеств 30 мая была развернута фотовыставка с показом цветных проекций мастера для членов Думы, Государственного Совета и членов императорского дома. Одна из целей показа — продемонстрировать властям, насколько важно «применение фотографирования в натуральных цветах к сохранению древних памятников России».

Вероятно, по рекомендации присутствовавшего на выставке Великого князя Михаила Прокудин-Горский представил свои работы Николаю II. Показ состоялся в 1909 году в Царском Селе. Во время доклада Прокудин-Горский предложил государю проект воссоздания облика истинной России, с тем чтобы «запечатлеть все достопримечательности нашего обширного отечества в натуральных цветах».

Проект поддержали. Он как никакой другой соответствовал духу времени. В те годы страна жила ожиданием 300-летия правящего дома Романовых. Подготовка началась за три года до объявления торжеств 1913 года. Комитет по устройству празднования предложил обнародовать «Всемилостивейший манифест к населению империи», в котором указывалось, что это эпохальное событие русский народ переживает в единении с царской семьей. Единство власти, народа и государства нуждалось в подтверждении. Идея Прокудина-Горского, предлагавшего создать образ единой империи, получила реальное воплощение. Фотографу был предоставлен пульмановский вагон со специальным оборудованием, выделены два судна и моторная лодка для путешествий по рекам, автомобиль «форд», способный двигаться по сложным трассам.

Царская канцелярия обеспечила Прокудина-Горского документами, которые обязывали местные администрации всеми силами содействовать его съемкам, однако финансирование работ фотограф должен был взять на себя. В течение десяти лет Прокудин-Горский планировал сделать 10 тысяч фотографий самых разных — от Финляндии до Тихого океана — достопримечательностей России. Но уже первый год показал, что осуществить задуманное на собственные средства не удастся.

Уверенность в том, что коллекция должна принадлежать государству, заставила мастера обратиться в правительство. Специально созданная Советом министров межведомственная комиссия в своем заключении отметила: «Когда картинам С. М. Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное положение между культурными странами». Были произведены все необходимые расчеты, но намерения остались только на бумаге. Тем не менее проект продолжался. Он отражал амбиции государства на пороге новой эпохи.

Идея Прокудина-Горского, предлагавшего создать образ единой империи, получила реальное воплощение. Фотографу был предоставлен пульмановский вагон со специальным оборудованием…

В истинных цветах

За время поездок 1909–1912-го и 1915 годов Прокудин-Горский отснял более тысячи кадров во многих регионах Российской империи — в Финляндии, Малороссии, Туркестане, в старой Бухаре и Муганьской степи, на Урале, вдоль реки Чусовой, на Волге (от истока до Нижнего Новгорода), на Кавказе, вдоль Мариинского водного пути и Мурманской железной дороги. Прокудин-Горский снимал места, связанные с Отечественной войной 1812 года, и памятники 300-летия дома Романовых. Императорская серия — 22 высококачественные цветные фотографии — были напечатаны в книге известного историка Платона Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Федоровича на царство» 1913 года.

Героями репортажей Прокудина-Горского стали все жители огромной страны — дворяне, офицеры, актеры, крестьяне, купцы, ремесленники, солдаты. Первый показ работ состоялся при дворе 30 ноября 1911 года. В 1905–1916 годах Прокудин-Горский создал «Коллекцию достопримечательностей России в натуральных цветах» — портрет великой империи. Для поддержки глобального замысла была организована фирма «Торговый дом С. М. Прокудин-Горский и К°», а затем акционерное общество «Биохром». Начавшаяся Первая мировая война заставила фотографа почти полностью отказаться от съемок в пользу военных программ — цензуры, анализа фотопрепаратов, обучения съемкам с аэроплана.

Последний раз снимки из уникальной фотоколлекции демонстрировались 12 и 19 марта 1918 года в Петрограде на вечерах под названием «Чудеса фотографии». По указанию наркома просвещения Луначарского Прокудин-Горский был назначен профессором советского фотокиноинститута. Но в том же 1918 году фотограф покинул Россию. Великая империя, которую он создавал в своих работах, была уничтожена. Царская семья, покровительствовавшая ему, расстреляна. В рабочем столе Николая II были найдены два семейных снимка, сделанных Прокудиным-Горским.

Путь фотографа-эмигранта прошел через Норвегию, Финляндию, Англию. Он продолжал работать. Имел патенты на изготовление цветных диапозитивов в Италии, Германии, Франции; в 1922 году оформил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через светофильтры.

С 1922 года мастер обосновался в Париже, куда эмигрировала его первая семья (в 1920 году Прокудин-Горский женился на Марии Щедриной). С детьми, продолжившими его ремесло, он создал ателье, которое получило имя «Елка», в честь дочери от второго брака. К началу 1930-х Прокудин-Горский отказался от фоторабот в пользу просветительской деятельности, выступал с лекциями перед русской молодежью Парижа, поскольку считал, что «единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать ее красоты и богатства на экране такими, какими они действительно и являлись в натуре, то есть в истинных цветах».

Дни Прокудина-Горского закончились вскоре после освобождения Парижа от нацистов. В 1948 году наследники замечательного русского фотографа продали коллекцию негативов, вывезенных им из России, Библиотеке Конгресса США. До наших дней сохранились 1902 тройных черно-белых негатива и 14 альбомов с монохромными контрольными отпечатками. В 2001 году Библиотека Конгресса организовала выставку Прокудина-Горского «Империя, которой была Россия». Концепция выставки воспроизводила идеологемы, актуальные для страны начала






Героями репортажей Прокудина-Горского стали все жители огромной страны — дворяне, офицеры, актеры, крестьяне, купцы, ремесленники, солдаты
Эксперт Online
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе