Гламур прошлого века

Пушкинский музей занялся сценой  

Отдел личных коллекций Пушкинского музея стал достойным продолжением Бахрушинского. Здесь выставлены фотографии и афиши, театральные костюмы и графика – более 100 произведений из крупнейшей в современной России (2 тыс. единиц) театральной коллекции Валентина Соляникова - нашего современника, увлеченного собирателя театральных раритетов. Выставка «Художник в зеркале сцены» богата открытиями: неизвестными ранее шедеврами Добужинского и Татлина. 


- Мы нашли «Август» - сообщает куратор выставки Ирина Дускина. - Судьба эскиза Владимира Татлина была неизвестна. В соответствии с надписью на обороте листа, этот эскиз театрального костюма из «12 месяцев», считался работой художника-символиста Александра Самохвалова. И только год назад, в ходе изучения коллекции Соляникова, удалось установить точное авторство. Он стал недостающим среди известных ранее 11 татлинских работ. 

Коллекция театральных эскизов охватывает полвека – с конца XIX века до сердины ХХ. Элегантным геометризованным намеком, манифестом ар-деко выглядит эскиз театрального художника Бориса Эрдмана (брата драматурга Николая Эрдмана): проект эстрадного костюма для его жены – танцовщицы Веры Друцкой. Законченность станковой графики демонстрирует Макарий Домрачев, работавший в Москве и Петрограде, а затем в 1924 году иммигрировавший в Китай (вернулся уже после войны). Повышенная декоративность и рафинированная манера Ильи Зданевича – лидера авангарда на Кавказе, сменяется страстным потоком чувств у Федора Федоровского, ученика Врубеля и Коровина, художника Большого театра – в проектах костюмов, и особенно, декораций. Подобные эскизы, впрочем, как и все остальные, традиционно выставлены как самостоятельные произведения. Такая концепция больших эскизов в раме родилась еще во время «Русских сезонов» 1910 года, когда в Париже выставлялись театральные эскизы Бакста, Бенуа и Коровина. 

Еще одним открытием стал карандашный портрет Станиславского, сделанный Добужинским в 1929 году в южной Германии. Станиславский приехал в крошечный городок Баденвейлер на 25 годовщину смерти Чехова. Портрет постаревшего мэтра сделан с особой любовью. 

Изюминкой выставки стали фотографии театральных звезд: Качалова, Садовского, Улановой. Здесь есть уникальная фото-хроника, запечатлевшая постановку комедии Кузьмина "Венецианские безумцы". Спектакль, оформленный известным декоратором, членом «Мира Искусства» и участником «Русских сезонов» в Париже Сергеем Судейкиным в 1915 году, был поставлен в доме Носовых в Москве, и сыгран только один раз. Представление стало одним из самых пышных светских мероприятий своего времени. 

Ситуация знакомая. Представители бизнес элиты приглашают модного режиссера и декоратора, чтобы они поставили «домашкий спектакль». В качестве актеров привлекаются члены богатых семей - Носовых, Рябушинских, Гиршманов. В одном из московских особняков происходит представление для узкого круга VIP-гостей и представителей прессы. Светские львы и львицы предстают в непривычном амплуа (в данном случае, венецианцев 18 века). Одетые в драгоценные наряды, они позируют фотографу и создают атмосферу изысканного праздника - истинный гламур начала века. Сегодня фотографии сцен из спектакля воспринимаются именно как документальное свидетельство воплощенных эскизов мастера. Относительно же самого события в культурной жизни столицы остается заметить, что история повторяется но, похоже, ничему не учит.

Андрей Райкин

Московский комсомолец
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе