И золотые огурцы в придачу

Так уж сложилось, что в ярославской художественной среде пейзаж – лейтмотив творчества многих живописцев. А как быть, когда этот самый пейзаж подсмотрен разными авторами в одном и том же месте? Правильно – устраивать групповую выставку. Именно так родилась на свет экспозиция «Удивительный городок – Вятское», открывшаяся в стенах Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Десять известных ярослав­ских живописцев – Владимир Литвинов, Олег Рожков, Александр Павлов, Елена Ширяева, Александр Александров, Надежда Мильто и другие – объяснились в любви к селу Вятскому, что вылилось в полсотни с лишним полотен. Кто-то из авторов, как, к примеру, Олег Рожков, давно и плодотворно пасётся в тех художественных палестинах, разрабатывая и оттачивая свою идею превосходства цветовой палитры над реализмом изображения. Кто-то, как Владимир Литвинов, соблазнившись недальними странствиями чуть позднее, от исповедуемого им реализма не отказался, но вят­ские красоты внесли сиюминутность импрессионизма и в живопись Владимира Викторовича. Разговариваю с художниками, перескакивая взглядом с «вятского» полотна одного автора на «вятское» же полотно другого и убеждаюсь, что сопоставляя творчество лишь двух человек, уже можно составить вполне своеобразное впечатление о «Вятском городке, Петербурга уголке».

– У Рожкова вятские пейзажи исчисляются сотнями, а мои «запечатлевания» тамошних мест – десятками, – откровенничает Владимир Литвинов.

А теперь представьте себе художественное многоголосие экспозиции, коль в ней присутствуют сразу десять живописцев, а тема-то – одна! Под таким «давлением общественности» даже ювелир Надежда Мильто изменила своим декоративно-прикладным творческим пристрастиям и набросала кистью вполне милые «Вятские баньки».

К слову, бани в Вятском – это тема для отдельного искусствоведческого и социального исследования, потому что не осталось ни одного художника, кто, побывав в Вятском, не вдохновился бы тамошними банями для создания живописного шедевра. Художница Маргарита Реутова, например, откликнулась на увиденное целым циклом «Банные сюиты». Говоря об этом удивительном крае, она отметила «буйство света и цвета» и сказала, что «флорентийская мозаика на фоне вятских красот просто отдыхает». А вот заслуженный художник России Юрий Жарков, присутствовавший на вернисаже и сказавший немало добрых слов в адрес товарищей, тем не менее чувствовал себя явно не в своей тарелке – он-то в Вят­ском ни разу не был. Но, судя по тем жадным взглядам, которые он бросал на развешанные по стенам пейзажи, художник непременно отправится в те края с этюдником в ближайшее время и наверстает упущенное.

Впрочем, данная выставка – лишь начало разговора. В перспективных планах устроителей экспозиции – продолжение художественных гастролей в селе Вятском и более того – открытие в городке собственной картинной галереи.

– Ярославская провинция в последнее время переживает всплеск интереса к живописи как к отражению сегодняшнего среза действительности, – поделился своими размышлениями на эту тему художник Владимир Литвинов, – плодотворно и активно работают галереи в Данилове, Любиме, постоянно обновляются художественные экспозиции в Угличе. Вятское в плане творчества – просто Мекка для художников, а при известном приложении средств и талантов заинтересованных лиц село может стать и весьма привлекательным для туристов местом.

Такие люди, мечтающие сделать из села Вятского «земной рай в отдельно взятой географической точке», уже, судя по всему, нашлись. Один из них – Олег Жаров, являющийся наравне с музеем-заповедником организатором и вдохновителем и нынешней выставки, и её последующего «вятского» продолжения. Олег Алексеевич Жаров родился и вырос в Ярославле, но вот уже два года ощущает себя «исключительно вятским жителем». Говорит, что Вятское перевернуло его жизнь:

– Я, математик по образованию, однажды поймал себя на том, что с упоением роюсь в архивах и понемногу становлюсь музейщиком.

Экспозиция «Удивительный городок – Вятское» получилась стильной, яркой, многоплановой. При обилии сочных живописных полотен свежим глотком воздуха ощущаются колоритные батики Елены Ширяевой и Вероники Голубковой, в противовес им притягивают взор своей полновесностью дивной красоты декоративные вазы Евгения Смирнова. И даже явная шалость экспозиционеров – покрашенные в золотой и красный цвет… огурцы, символизирующие Вятское как огуречную столицу России, не выбивается из общего контекста признания в любви к этому удивительному краю. Действительно, надо бы там побывать…

 Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе