Как при бабушке

Дом-музей Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной открылся необычной экспозицией Недавно Кристофер Муравьев-Апостол, потомок известного декабриста, получил это здание в долгосрочную аренду. Новые хозяева решили не консервировать только что отреставрированное здание и не открывать здесь очередной офис, а превратить его в выставочный зал.
Первыми, кто выставил здесь свои работы, оказались художники Александр Боровский (главный автор) и Александр Иванишин (соавтор и технический исполнитель). Попав внутрь, не сразу понимаешь, что ты в центре экспозиции. Просто поднимаешься по лестнице, а на тебя смотрят музыканты в обнимку с инструментами: хозяева встречают гостей музыкой. Белая дверь, ковровая дорожка — и вот уже идут тебе навстречу улыбаясь сам хозяин дома Кристофер и его дочь Татьяна. В зале для танцев медленно плывут пары. В комнате рядом чинное застолье, а еще через стенку расположились азартные игроки: один уже проигрался, другой торжествует, третий заглядывает кому-то через плечо. А выйдя на балкон, вы увидите обнимающуюся парочку... Фокус в том, что фигуры хозяев, гостей, музыкантов, слуг тщательно воссозданы фотографическим способом. Но их исполнение и расстановка таковы, что в первый момент кажется, будто и впрямь зашел на званый вечер.

Когда решили оживить это здание, перебрали много идей, и наконец организаторы связались с историческим обществом «Бал в русской усадьбе». Члены этого клуба — люди более чем увлеченные, поскольку занимаются стилизациями почти постоянно. Вернее, они попросту живут жизнью XIX века в свободное от работы время. У них все оказалось вполне достоверным: и костюмы, и тон, и манеры. «Благоволите встать вот сюда», — позаботятся они о госте. На бестактный вопрос ответят вежливо и холодно: «А вам, сударь, что за печаль?» Все здесь, «как при бабушке». Этот исторический ремейк, безусловно, стоило запечатлеть. И стены дома-музея оказались для него хорошим фоном. Тем более что хозяева тоже были верны эпохе — современному ремонту они предпочли тщательную реконструкцию здания.

В итоге полная аутентичность. Жизнь остановилась, отлившись в прекрасных фотоснимках в натуральный рост. Эти фигуры наклеили на основания, вырезанные из пластика.

Новизна замысла у Боровского и Иванишина соединяется с глубоким проникновением в традицию. Ведь еще в конце XVII века, в эпоху «русского барокко, были популярны фигуры-обманки. Их выставляли в садах и ландшафтных парках по случаям какого-нибудь приема. Дамы и кавалеры — в интересных позах, богато разряженные — имитировали танцы. Фигуры садовников прятались за кустами. Чудаковатые аристократы жестом приглашали гостей пройти в винный погреб сквозь мрачные подземелья. Все это были деревянные человеческие фигуры в натуральный рост, очень хорошо и натуралистически расписанные. Вспомнила об этом в конце прошлого века художница Татьяна Назаренко и начала делать выставки, изображая подобным образом «героев 90-х»: бандитов, нищих, священников, цыганок, менеджеров-функционеров. Это была имитация уличной жизни.

Теперь, по прошествии 90-х и нулевых, эта «игра в людей» сделала полный круг и вернулась на полтора-два века назад. Вот только история воссоздается сегодня цифровыми технологиями.
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе