«Художник должен в итоге попасть в царство великих обобщений». Интервью с Кириллом Стрюковым.

Кирилл – один из наиболее известных молодых художников в России.
Кирилл Стрюков "Гроза" (холст, масло 80х100 см.) 2021 г.


Его работы принимают участие в крупных выставках здесь и за рубежом, появляются в различных пабликах в соцсетях, а еще вы наверняка видели их на экранах поездов московского метро. Однако о себе художник почти ничего не рассказывает, тексты к картинам не пишет, а в комментариях к своим постам максимально сдержан. Искусствовед Анна Борисова попыталась исправить ситуацию, тем более что и повод есть – 26 апреля открылись две выставки, на которых можно увидеть новые работы Стрюкова – «До горизонта» в «Alpert Gallery» в Москве (до 15 мая) и «Север и Юг. Запад и Восток» в Сочинском художественном музее им. Д.Д. Жилинского (до 22 мая).


Кирилл, сквозь какие, условно говоря «очки», ты видишь реальность? Мне например кажется, что твои работы могли бы быть прекрасным фоном для фильмов в стиле ретро-футуризм или аниме начала 90х, а также иллюстрациями к произведениям ````научной фантастики. Что сформировало твой взгляд?

Если бы я сказал, что даже в ситуации полного неведения относительно перечисленных тобой явлений массовой культуры, мои работы выглядели бы так же… это значило бы немного покривить душой все-таки. Тут еще какое дело - все мы мыслим образами, которые так или иначе влияли на формирование нашей личности, и волей неволей все равно что-то там осталось в глубине, в подсознании. Окружающая культура как раз и создает личность. А кинематографичность в живописи и живописность кино, - они идут рука об руку, ведь это все таки визуальное искусство и оно базируется на одном постаменте, и в принципе оперирует очень схожими выразительными средствами. Сколько мы знаем режиссеров которые напрямую цитировали картины известных художников. А насчет некой кинематографичности, некоего кадра как будто из фильма, мы можем увидеть это и у наших художников - у Дейнеки, Пименова, Нисского, или у зарубежных авторов - Рокуэлла Кента, Хоппера. Можно вспомнить тех же постимпрессионистов - Дега, Тулуз Лотрек (ну тут конечно влияние фотографии). Да много примеров, их все и не перечислишь. Вот кстати, меня часто спрашивают о конкретных любимых авторах, но ведь помимо известных художников существуют огромные пласты типа музыки, литературы, того же кино, которое тоже очень мощно влияет на восприятие мира. Так что влияло все... Но если говорить четко и ясно, у меня в подростковом возрасте было три любимых художника – Ван Гог, Суриков и Микеланджело. Потом границы размылись, и я уже начал находить у любых авторов (из прошлого или современных) много интересного.


Кирилл Стрюков


Честно говоря довольно нестандартный набор.) Это потому что какие-то их работы запомнились тебе больше, чем все прочие, или ты действительно серьезно погружался в их творчество?

В детстве несмотря на любовь к рисованию я особо не интересовался классическим искусством в широком понимании, и это естественно. Каждому возрасту свойственны свои ориентиры. Помню дома лежала книга с иллюстрациями советского художника Льва Токмакова, и я любил срисовывать оттуда, потому что это были иллюстрации к детским произведениям, и они мне были понятны... Но как известно кто-то должен человека направлять (это важный момент), и мама начала приносить мне книги про разных художников, где были не искусствоведческие, а простые и доступные тексты (как рассказы). Я очень благодарен ей за это. Это сыграло важную роль. Поначалу меня увлекали именно биографии художников, а уже затем их искусство. Таким вот образом постепенно возник интерес к Ван Гогу, Сурикову, Микеланджело и другим авторам. Я просил у родителей покупать мне книжки о них, вырезал репродукции из журналов, копировал их работы. Лучше всех у меня получался Микеланджело, я не шучу (смеется). Мне даже разрешили на одной из стен в квартире нарисовать пророка из Сикстинской капеллы, это было в 7 классе.


Кирилл Стрюков "Красный горизонт" (холст, масло 80х100 см.) 2021 г.


Но вот ты спросила про формирование взгляда… Мне кажется главное для художника – вспомнить тот самый момент, ту самую мысль, которые задали вектор к действию. Поясню – допустим ты в детстве начинаешь рисовать, испытываешь сильное желание изобразить что-то, потом ты начинаешь учиться и понимаешь – то, что раньше рисовал становится неинтересным, а то что хочешь рисовать сейчас – не получается. Ты учишься и учишься – художественная школа, колледж, вуз. Я считаю что имеет смысл задаться вопросом – а что же было в самом начале, тот самый импульс, который заставил тебя взять карандаши, сесть за стол и начать что то рисовать? Я как раз вижу смысл в том, чтобы вновь ощутить отправную точку. Ты подходишь к ней с другим багажом знаний и другим мировоззрением, но эта первоначальная вспышка все равно очень важна. Это как некий возврат к себе, чтобы сквозь призму знаний, авторитетных мнений и опыта ответить на вопрос: «Где же я сам?».


Кирилл Стрюков "Гаражный кооператив" (холст, масло 25х30 см.) 2021 г.


- Интерес к городским пейзажам у тебя тянется прямо из раннего детства?

Думаю да. Помню когда я еще ходил в детский сад в Ставрополе и меня вечерами забирали родители, было место где все собирались – около оградки, и напротив стояли многоэтажные дома. Их верхушки очень ярко освещались закатом. Меня всегда этот вид впечатлял. Вечер, освещенный кусок многоэтажки, что то в этом было и торжественное и одновременно грустное... До сих пор эту картинку помню, и она меня по-прежнему очень трогает. Уже обучаясь в училище, я начал делать работы посвященные городской среде, как на пленэре так и в мастерской. Приехав в Москву и поступив в Суриковский институт, я продолжил эту тему, и все шесть лет учебы занимался в основном именно этим. Моя дипломная серия работ была посвящена Москве. Ну а после института я уже пытался понять как выразить в работах какие-то личные мысли и ощущения, и еще конечно появилось стремление к универсализации образа.


Кирилл Стрюков "Городской пейзаж" (холст, масло 80х100 см.) 2021 г.


Я люблю повторять – художник должен в итоге попасть в царство обобщений, где все образы архетипичны и универсальны. Поэтому не все мои работы изображают какие-то конкретные пейзажи с натуры. Бывает что они сконструированы исходя из впечатлений, каких то набросков, фантазий, воспоминаний, и поэтому многие люди из разных точек нашей страны, а иногда и из разных точек мира узнают в моих пейзажах черты своих городов, своих воспоминаний и впечатлений. Внешнее (конкретное) починяется некоему всеобщему внутреннему и тогда в идеале каждый горожанин нашей планеты видит в пейзаже что-то очень знакомое и понятное, ведь у каждого думаю были свой любимый уголок в городе, личное тайное убежище или место куда всегда можно пойти погулять.


Кирилл Стрюков "Край ночи" (холст, масло 25х30 см.) 2022 г.


Ты в последнее время начал встраивать в пейзажи различные фразы, которые выглядят так будто это вывеска или баннер…

Ну да, мне вообще всегда были интересны вывески, и как элемент среды но также и как некий символ. Поэтому я просто включаю в пейзаж какие-то фразы. Я делаю это крайне редко и там, где по контексту это будет только усиливать работу.

Давно хотела спросить – ты ведь очень долго учился. Художественная школа, художественное училище, Суриковский институт, а теперь ты художник-стажер в Российской академии художеств. С одной стороны понятно, что сейчас почти все вечные студенты, но учитывая то что ты все таки художник, а художникам часто сложно длительное время находиться в рамках институций, тем более государственных, сам собой напрашивается вопрос – тебе не душно в этом учебном контексте?

Так уж получается, - чтобы стать профессионалом действительно нужно много обучаться. А потом ты все равно продолжаешь учиться, только в более широком смысле этого слова. Но я всегда ощущал себя комфортно в этой среде. К тому же все эти этапы были мне действительно необходимы в процессе становления. После училища я чувствовал что мне не хватает знаний и умений, чтобы изображать то что я хочу и как я хочу. Практическую и теоретическую базу для воплощения своих идей я обрел именно в Суриковском институте. Это фундаментальное образование, один из лучших ВУЗов не только нашей страны, но и мира в целом. Я очень благодарен своим педагогам которые помогали на пути обучения и после. Окончив институт, я сам преподавал несколько лет в художественном училище, а сейчас даю уроки в частной студии.


Кирилл Стрюков "Переулок" (холст, масло 25х30 см.) 2021 г.


У тебя не было растерянности на последних курсах института или после окончания? Многие ребята мечутся между академической художественной средой и миром современного искусства, не понимая что делать. Кто-то уже заранее параллельно с институтом идет учиться в современные арт-институции, чтобы как-то встроиться в тусовку, сориентироваться в происходящем.

Я придерживаюсь избранного пути – классического, и знамена менять не планирую. Просто я нахожу в нем неисчерпаемый ресурс, он видится мне многогранным и бесконечным. Тем более что я никогда не тянулся к каким-то радикально-новым формам искусства. Однако это не значит что я против всего нового, скорее наоборот. Тут главное чтобы работа была действительно достойной и не важно живопись это или инсталляция... А сам люблю работать с двухмерной плоскостью, когда есть холст, краски, карандаш. И это не от традиционализма. «Мода проходит стиль вечен» - это не мои слова. То же диджитал искусство - многие считают что оно вытеснит в конце концов традиционные виды. Это конечно не так. Согласись, Человеку очень важна некая сопричастность. То есть можно конечно слушать музыку на диске, но почему же тогда люди ходят на концерты? Или например можно смотреть на живопись через экран монитора, но тем не менее на выставках постоянный ажиотаж. Можно распечатать репродукцию картины и повесить на стену, но тогда отчего люди желают приобрести именно оригинал? И через 1000 лет, я уверен, будут музеи где будут экспонироваться живописные работы, и у них обязательно будут зрители. Такова наша природа.


Кирилл Стрюков "Станция Перово после полуночи" (холст, масло 110х135 см.) 2021 г.


Интересно что твои работы понимают и принимают очень разные люди – и академики и молодые художники, и дизайнеры, и ценители и любители. Я множество раз видела твои картины в сторис у своих знакомых, и надо сказать этих знакомых мало что связывает в плане вкусов и интересов. Твои работы даже в поездах метро на экранах показывают. С одной стороны это можно объяснить тем, что пейзажи так или иначе могут привлекать очень многих, но с другой стороны для этого нужно выработать свой узнаваемый, достаточно эффектный «почерк». Ты этого добился и есть некий, говоря банально, вполне опознаваемый мир образов Кирилла Стрюкова. Не боишься того, что начнешь механически воспроизводить сам себя?

Я рад что мои работы нравятся разным категориям людей, это прекрасно! Насчет стиля и почерка это конечно важный вопрос, но есть такое выражение – «самые оригинальные авторы меньше всего думали о своей оригинальности». Художник всегда в начале пути. Что касается меня, то я просто иду дальше и постепенно что-то меняется. Я не собираюсь ограничивать себя пейзажем, так как мне в равной мере интересны и интерьеры и фигуративное искусство. У меня есть серия с интерьерами и я планирую продолжать ее. Плюс ко всему есть работы с фигуративом, только герои работ выступают скорее не как протагонисты, а как некие наблюдатели. Также я считаю что зацикливаться на каком-то приеме тоже путь в никуда. К тому же это очень скучно, ведь жить значит меняться.

Расскажи подробнее о серии посвященной метро. В ней есть что-то мистическое и экзистенциальное.

Мне кажется что метро по сути своей магическое место. Андеграунд. Там некое зазеркалье, другой мир считай. Меня также привлекает мотив замкнутого пространства с особым освещением и в метро действительно бесконечное количество тем для работы. Иногда кажется, что там даже тени убегают сами от себя.


Кирилл Стрюков "Зимний пейзаж" (холст, масло 25х30 см.) 2021 г.


Какие механизмы самопродвижения ты используешь? У тебя много подписчиков в инстаграме, да и в телеграме ты за короткое время достаточно приличную аудиторию собрал.

В основном это конечно соцсети, хотя я долго этим не занимался. У меня вечно все с опозданием в тысячу лет :). Но для меня продвижение через соцсети это в первую очередь возможность показывать как можно большему количеству людей то что я делаю. Продажи это второй вопрос. Ты пишешь картину и сразу же можешь поделиться тем, что получилось, или даже самим процессом. Вот эта возможность делиться и показывать вдохновляет сама по себе. Художник в любом случае работает с людьми. Какую классную вещь ты бы не создал, все равно ты не будешь удовлетворен пока не произойдет ее встреча со зрителем. Это очень просто – твою работу видят, и это уже событие. А диалог со зрителем необходим на всех уровнях.


Кирилл Стрюков "Огни" (холст, масло 25х30 см.) 2021 г.


Где на твой взгляд современный российский художник должен себя проявить и получить признание прежде всего - у себя на родине или все таки за рубежом?

Некоторые художники целенаправленно стремятся выставляться в Европе, на Западе, получать некое внимание там. Я же считаю что это довольно старомодное видение. Художественный мир там ничуть не лучше того что у нас, а скорее на данный момент даже во многом уступает. В России большое количество отменных авторов в том числе среди молодежи, которые владеют очень широким спектром возможностей, начиная от наброска (качественного) до каких-то монументальных форм. Это важный момент - владея фундаментальными навыками можно идти дальше в любом направлении. Во время учебы у нас в группе стажировалась аспирантка из Англии, которая окончила там художественную Академию, так вот я до сих пор помню ее удивление, когда надо было взять карандаш и что-то нарисовать на бумаге. Она даже какими-то базовыми навыками не владела, несмотря на высшее образование. Мы ей помогали в освоении некоторых материалов. Вот прямо так как в подготовительной группе в детской художественной школе. На вопрос чему же ее там все-таки учили она так внятного ответа и не дала. Такой сапожник без сапог. Вот отсюда и можно делать выводы. У нас же в России прекрасное художественное наследие, мощная школа и, как результат, замечательное современное искусство. Так что получать какие-то похвалы за границей, от людей которые даже не знают как карандаш держать, - сомнительное удовольствие. И для меня важно получить понимание, признание именно здесь - у себя на родине.


Кирилл Стрюков "Вечерняя электричка" (холст, масло 25х30 см.) 2022 г.


Раз уж ты сам преподаешь, скажи – как человеку профессионально не связанному с искусством научиться понимать его?

Нужна какая-то зацепка, нужно найти то, что нравится, что интересно, и идти дальше именно от этого. Меня радует что многие учащиеся моей студии (а это как раз люди других профессий) рассказывают о фильмах про искусство, делятся статьями, которые я не видел/не читал. В общем если есть живой интерес, то все остальное приложится, а задача преподавателя - тактично подводить к новым целям и новым решениям.

Автор
Аннушка Искусствоведьма
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе