Классика наизнанку

Владимир Антощенков в Центре братьев Люмьер.

Фото: Сourtesy Центр фотографии имени братьев Люмьер / Сourtesy Центр фотографии имени братьев Люмьер

В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка Владимира Антощенкова — едва ли не самого прославленного сегодня классика петербургской архитектурной фотографии.

Владимира Антощенкова не смущаясь можно было бы назвать гением места, если бы он не был так природно чужд любым трафаретным определениям и ярлыкам. В Москве, куда он приезжает редко и не то чтобы охотно (последняя персональная выставка Антощенкова была показана в Московском доме фотографии в 2002 году), его знают плохо, зато в родном Петербурге он по-настоящему знаменит и влиятелен. Помимо постоянных выставок, персональных и коллективных, лекций и переизданий альбомов, которые у него выходят чаще, чем, кажется, он успевает делать новые кадры, Антощенков много лет заведует кафедрой урбанистики и дизайна городской среды Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, где занимается проблемами градостроительства. Именно поэтому в среде коллег и журналистов он известен прежде всего как архитектор (Антощенков — выпускник инженерно-строительного института и кандидат архитектуры), который то ли от скуки, то ли от неутолимого любопытства к загадочной петербургской физиологии решился взять в руки фотоаппарат. Слово «физиология» здесь не случайно. Петербург Антощенкова — это дворы-колодцы, окна, мосты, рельсы, строительные леса, краны, водосточные трубы и крыши. Изнанка привычно строгого и торжественного города, который на этих фотографиях никуда не исчезает, но будто бы обрастает новыми слоями кожи, делаясь сложнее и удаленнее для чужих глаз. Людей в этом городе почти нет, а если в кадре и появляется чья-то случайная фигура, то существует в нем в сугубо урбанистическом ключе — как встроенная деталь идеально выверенного и разлинеенного городского пространства. Поразительно, что при всей этой выверенности Антощенкову удается быть не по-академически изобретательным, неформальным, даже ироничным. Лучшие кадры выставки — «Фельдмаршал-прораб» (1974), «Поэт и проза» (1987), «Копыта» (1997), «Свидетели поединка» (1999), «Ложное и настоящее» (2004) — переворачивают, если не отменяют вовсе и ее название, и замысел. Это не Петербург в хрестоматийных ракурсах, с классическими или подражающими классическим сюжетами. Откровенно говоря, это вообще не Петербург, каким мы его знаем или не хотим знать, скорее — ловкие, не лишенные насмешки зарисовки отдельных состояний города, когда, как кажется, его никто не видит.

Нынешняя экспозиция «Петербург. Urban Classic», завершающая выставочный сезон в Центре фотографии, собрала лишь малую часть 10-тысячного архива Антощенкова, который он, как былинный летописец, тщательно и неустанно ведет с 1974 года, когда сделал свой первый кадр. В малом зале галереи представлено всего два десятка работ, сделанных в 1980–2000-е. Большинство фотоснимков, показанных здесь и в разное время на других площадках, собрано в бесчисленные альбомы, исправно переиздающиеся едва ли не каждый год. Эти альбомы, если поставить их в один ряд, в каком-то смысле походят на медицинскую книгу, где подробно и обезоруживающе откровенно рассказана «история болезни» целого города: «Несерьезный Петербург», «Кое-что о Петербурге», «Поэзия Петербурга», «Жизнь скульптуры в городе», «Жизнь растений в городе», «Крыши Петербурга». Выставка в Центре фотографии выигрывает у них только в одном — она не пытается поставить городу диагноз, препарируя каждый сантиметр его пространства, или, того хуже, выписать рецепт, зато позволяет по-хулигански заглянуть за ширму и поймать пару соблазнительных ракурсов, не рискуя быть никем пристыженным.

Ольга Мамаева

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе