Кузнецовский фарфор во всей красе. Выставка в Художественном музее покоряет сердца ярославцев

Обаяние старины, которое можно подержать в руках. В Ярославском художественном музее открылась выставка Кузнецовского фарфора. Сейчас это одна из самых узнаваемых марок и в России и за её пределами. Безупречное техническое исполнение в изделиях сочетается с неповторимым цветовым исполнением. Коллекция в полтысячи экземпляров началась с одного маленького молочника. Репортаж о том, что было дальше, вы сейчас увидите. Гляжусь в тебя, как в чашечку. Оказывается, лицезреть себя на том, из чего пьёшь, было модно ещё два века назад. О том, как тонкие, почти невесомые и удивительно хрупкие спутники дворянского быта сумели дожить до наших дней, остаётся только догадываться. Ценность коллекции Ирины Красильниковой в её цельности. Сервизы, представленные на выставке, которая открылась в художественном музее, представлены максимально полно. Коллекция в полтысячи экземпляров началась 20 лет назад со случайного похода в комиссионный магазин.
Ирина Красильникова, коллекционер: «Если я вначале выискивала каждую статью, каждую книгу по Кузнецову, то теперь они все чаще и чаще встречаются. Люди обращаются к этой теме. Видимо, вот это теплое, домашнее, родное – люди по нему соскучились. А потом это еще и ностальгия по прошлому. Многие узнают в этих предметах предметы своей семьи, память о бабушках у кого-то есть. В семьях еще хранится очень много Кузнецовского фарфора. Из него едят, его по-прежнему бьют, но тем не менее любят и передают по наследству».
Промышленники Кузнецовы вышли из гжельских крестьян. В конце позапрошлого века они стали лидерами российского фарфорового производства. Они, как сейчас принято говорить, монополизировали русский фарфоровый рынок. Им принадлежали 11 заводов. Империя Кузнецовых делала ставку на изменчивость вкусов покупателей. Эта погоня за временем делала Кузнецовский фарфор особенно интересным. Рассматривая фарфоровые чашечки, можно попробовать угадать, о чём думали за чаепитием наши прабабушки. Кузнецовский фарфор - это своего рода золотая жила для современных коллекционеров. Его до сих пор достаточно много, но спрос возрастает в геометрической прогрессии.
Сергей Волнухин, антиквар: «Недавно в Ярославле была продана в Москву большая коллекция фигурок фарфоровых Кузнецова и Канакова фабрик. За два миллиона. Я как бы тут рядом стоял, могу засвидетельствовать. Один московский предприниматель купил в подарок своей жене. Жена, побывав в одном из наших магазинов в Ярославле, когда они посещали, купила несколько фигурок фарфоровых, почитала литературку, в Интернете может полазала, захотела большую коллекцию. А тут как раз эта коллекция предлагалась».
Обаяние Кузнецовского фарфора в своеобразном срезе жизни двухвековой давности. Предметы с печатью фарфоровой империи наверняка есть в каждой семье. И этот факт как связующая нить между поколениями и национальными традициями.
 Ярославский художественный музей,
Волжская набережная, 23.
По 21 апреля.
Цена билетов: 110 рублей, льготный – 50 руб.
Источник


Кузнецовский фарфоровый завод. ( 1810 )

Первый завод основан в 1810 г. Промышленники Кузнецовы больше всех преуспели в фарфоровом и фаянсовом производстве в России последней трети XIX века. Начав дело с кустарного фарфорового заведения, основанного в Гжели в деревне Ново-Харитоново в 1810 году, Кузнецовы во второй половине XIX века превратились в крупнейших на русском и мировом рынке поставщиков фарфора, фаянса и майолики и других видов керамических изделий. В это время они владели 18-ю предприятиями в разных регионах Российской империи; не менее 10 из этих предприятий превратились в крупнейшие в стране керамические заведения. Все 18 заводов принадлежали потомкам Якова Васильевича Кузнецова, основателя династии. Дело отца, основавшего в Ново-Хариотново завод, продолжил Терентий Яковлевич Кузнецов, который в 1832 году построил второй, более крупный фарфоровый завод в пустоши Дулево Владимирской губернии, этот завод стал впоследствии основой товарищества М.С. Кузнецова. В 1851 году Т.Я. Кузнецов арендовал хорошо известный завод Сафронова в деревне Короткой. В 1853-54 гг. сыновья Т.Я. Кузнецова и А.Я. Кузнецова разделились: заводы в Дулеве и Короткой отошли к С.Т. Кузнецову, а завод в Ново-Харитонове Н.А. Кузнецову и А.А. Кузнецову. Эти заводы в 1864 году объединились в руках М.С. Кузнецова, который в 1889 году организовал промышленное Товарищество, владевшее к началу XX века восемью крупнейшими в России керамическими предприятиями. Эта первая ветвь Кузнецовых была очень богатой. Изделия Заводов Кузнецовых получали на русских и международных выставках высшие награды. После участия в Московской политехнической выставке в 1872 году и в промышленной выставке в Нижнем Новгороде он получил право ставить на своих изделиях Государственный герб. Росла и мировая слава. Свидетельство тому — золотые медали на Всемирных выставках в Париже в 1889 и 1900 годах, «Гран-при» на выставке в Реймсе в 1903-м и Льеже в 1905-м. За заслуги перед Отечеством и обществом М.С. Кузнецов был награжден орденами Станислава и Владимира двух степеней, святой Анны, а также орденом Бухарской звезды, французского Кавалерийского креста и орденом Почетного легиона. Он состоял членом многих благотворительных учреждений, был гласным московской городской думы и выборным московского Биржевого общества и, конечно же, как лучший из лучших в своей отрасли имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В 1892 году знаменитый еще с XVIII века завод Гарднера не выдержал конкуренции и был куплен товариществом, за ним последовали и другие. К концу XIX века товарищество М.С. Кузнецова почти полностью завоевало внутренний рынок России и вышло с товарами на рынки Персии, Турции, Китая и Афганистана. Второй ветви начало положил Е.Я. Кузнецов, получивший в результате раздела 1853-54 гг., по-видимому, некоторый капитал. Его сын И.Е. Кузнецов владел тремя крупнейшими керамическими предприятиями страны, находившимися в Новгородской губернии. Эта ветвь не входила в Товарищество М.С. Кузнецова и успешно развивалась до революции 1917 года. ( Источник)
В годы советской власти все заводы "Товарищества М.С.Кузнецова" были национализированы и перешли в руки государства, где переживали периоды подъёмов и падений, ориентируясь, в основном на выпуск массовой дешевой продукции.

Новое рождение Кузнецовского фарфора началось в 1990 году с создания творческой группой художников, скульпторов, дизайнеров, молодых энтузиастов, болеющих и переживающих за свою историю, историю с большой буквы, своего собственного, юридически самостоятельного предприятия.

Народный художественный промысел-ЗАО "Товарищество Кузнецовский фарфор" основан в г.Ликино-Дулёво Московской области для создания высокохудожественных серийных и уникальных авторских изделий из фарфора с целью восстановления и приумножения традиций Русского Кузнецовского фарфора. Оно объединило потомственных профессионалов фарфористов, предки которых династиями трудились на фабриках М.С.Кузнецова. Основу коллектива составляют члены Союза художников и Союза дизайнеров России. Предприятие изготавливает столовые, чайные и кофейные сервизы, скульптуру, сувенирно-подарочные изделия, отдельные штучные предметы и прочую уникальную продукцию.

Большая часть выпускаемых Товариществом фарфоровых изделий изготавливается по предаврительным заказам частных лиц и организаций, в их числе: Администрация Президента России, Московская Патриархия, Министерство культуры России, мэрия Москвы, Российская финансовая корпорация, дипломатический корпус, крупные предприниматели и банкиры. Сувенирные блюда были подарены Б. Ельцыну, Б.Клинтону, президентам Аргентины и Панамы... Все вышеперечисленные изделия изготавливаются в единичном авторском экзепляре и имеют сертификат происхождения. На каждом изделии стоит товарный знак Товарищества с указанием года изготовления и авторской росписью.  ( Источник)

Заводы «Товарищества»

    Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика (основана в 1841 году; производство фаянсовой и фарфоровой посуды)
    Дулёвский фарфоро-фаянсовый завод (основан в 1832 году после переноса фарфорового производства из Гжели; перешёл к М. С. Кузнецову от отца)
    Фарфоровый завод Ауэрбаха, позже Тверская фабрика (ныне Конаковский фаянсовый завод, основан в 1829 году после переноса из деревни Домкино предприятия 1809 года; куплен М. С. Кузнецовым в 1870 году; фарфор, майолика, полуфаянс, строительный материал, терракота)
    Будянский фаянсовый завод (основан в 1887 году, производство фаянсовой и фарфоровой посуды)
    Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера (основан около 1766 года, куплен Кузнецовым в 1891 году, произодство фарфора; ныне Дмитровский фарфоровый завод)
    Фарфоровая фабрика в Славянске (основана в 1892 году, произодство фаянса)
    Фабрика в деревне Песочной (куплена в 1894 году; ныне Первомайский фарфоровый завод)
    Фабрика в селе Песочное (куплена в 1898 году, хрусталь)

Продукция «Товарищества»

На фабриках «Товарищества» изготавливалась фарфоровая, фаянсовая, опаковая и полуфаянсовая посуда (столовая и чайная); майоликовые и терракотовые украшения для внутренней отделки, а также фасадов домов и церквей; майоликовые изразцы и детали для печей и каминов; терракотовые фигуры и вазы. Кроме этого, заводы Кузнецова выпускали фарфоровые телеграфные и телефонные изоляторы, предметы для электропроводки; фаянсовые сантехнические предметы (чашки, умывальные доски и ванны).

Фарфоровый завод Гарднера специализировался на чайных и столовых сервизах. Делались лампады, свечи, люстры и чаши; декоративные предметы к крупным юбилеям, включая посуду к 100-летие Бородинской битвы в 1912 году с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года и к 300-летию дома Романовых в 1913 году с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах XVI—XVII веков. Был налажен массовый выпуск небольших фигурок животных.

Дулёвский фарфоровый завод занимался массовым производством изделий из фарфора, которые успешно конкурировала на рынках многих азиатских стран с западноевропейским фарфором. Выпускались вазы, блюда, сервизы с декоративной росписью крупными цветовыми пятнами обычно красного, синего, зеленого цветов, а также декоративные скульптурные композиции, статуэтки и церковная утварь.

Тверская фабрика изготавливала фарфоровые чайные и кофейные сервизы и штучную посуду: блюдца, кукольные, чайные приборы, сахарницы, сливочницы, стаканы, чашки, чайники. Из фаянса делались блюда, икорницы, кружки, салатники, сухарницы, тарелки, фруктовницы, чашки. Из майолики делали скульптуру, пепельницы, кувшины, вазы, кружки, корзины для фруктов, цветочные горшки, сливочницы, зеркала, табуреты, бочонки, подсвечники, чернильницы, курительные приборы. Кроме этого, здесь производились камины, печи, киоты и иконостасы.
Стиль

При основании «Товарищества» перед Кузнецовым стояла нетривиальная задача: поднять рентабельность фарфорового производства, чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции по отношению к высококачественному и недорогому европейскому фарфору, и одновременно не потерять старых клиентов купленных Кузнецовым заводов.[2] Поэтому Кузнецов сохранил все прежние торговые марки и старался поддерживать преемственность во внешнем виде изделий, одновременно внедряя в производственный процесс различные технические усовершенствования. Ассортимент тщательно подбирался в зависимости от нужд потребителей, на что Кузнецов обращал особое внимание.

Кузнецовский фарфор выпускался в безупречном техническом исполнении и с изысканным декором. К концу XIX века производство стало массовым, изображения стали делать штампами, трафаретами, отводкой и деколькоманией. Для украшения использовались сюжеты из росписей фарфора первой половины XIX века: романтические пейзажи, жанровые сцены, букеты цветов в обрамлении штампованного рисунка золотом или другой краской. Широко использовались модные в те годы тона: голубой, розовый, сиреневый и жёлтый. Кроме этого, использовался появившийся стиль модерн с изображениями нимф, наяд и русалок. Типичная посуда массового фарфора декорировалась плоской росписью с несложными растительными мотивами: розы, ромашки с непременным добавлением усиков и веточек (т. н. «рокачек»).

Значительная часть в продукции «Товарищества М. С. Кузнецова» была «восточный товар», ориентированным на азиатские страны (Персия, Монголия, Средняя Азия). Это были пиалы, блюда для плова, кальяны. В этой продукции соблюдались три основных мотива: «китайская печать» (крытье узоров, выполняемое красным, жёлтым и зелёными цветами), «кажгарская печать» (сплошной печатный декор, наносимый на изделие на цветной фон, и ручная роспись) и «китайцы» (сюжетные картинки с изображениями китайцев).

Скульптуры делалась в основном из расписанного бисквита и представляли собой жанровые сцены. Фигурки отличались скрупулёзной проработкой всех деталей.
Кузнецовский фарфор в истории российского декоративно-прикладного искусства

Отношение исследователей русского прикладного искусства XIX- начала XX века к кузнецовскому фарфору менялось с течением времени. Изначально изделия «империи Кузнецова» не привлекали внимания исследователей просто в силу своей массовости и повсеместной распространённости. Сыграли свою роль и художественные особенности кузнецовского фарфора. Дело в том, что для создания впечатления богатства и роскоши мастера нередко прибегали к сочетаниям резко различающихся стилей, манер, приёмов и элементов оформления. Например, использовались традиционные для начала XIX века мотивы оформления, но при этом роспись делалась в современной (для времени изготовления) цветовой гамме.

В результате к концу XIX века характерной особенностью кузнецовского фарфора стала стилевая эклектичность, перегруженность декоративными элементами, резкие цветовые сочетания, яркость, даже пестрота оформления. Особенно это заметно в продукции гарднеровской фабрики, где новая манера росписи применялась в сочетании с сохранившимися с былых времён формами. Причём нельзя сказать, чтобы это было следствием каких-то личных предпочтений владельцев заводов или мастеров, напротив, велась серьёзная работа по исследованию вкусов и потребностей покупателей. Однако именно эта особенность породила неодобрительную характеристику «кузнецовщина», применявшуюся как синоним «купеческого вкуса», пошлости и падкости на яркое, но безвкусное

Исторические и модерновые мотивы в прикладном искусстве конца XIX — начала XX века изначально вообще рассматривались не как самостоятельное направление, а как ремесленничество, неумелое подражание образцам прошлого. Долгое время в исследованиях искусствоведов история русского фарфора рассматривалась до 1860—1870 года, причём особый интерес вызывали действительно любопытные в художественном отношении, но мелкие и бесприбыльные фабрики, чьё существование закончилось банкротством. В СССР к тому же изучать крупное, прибыльное дело Кузнецовых считалось, помимо прочего, «не совсем удобно» (официального запрета не было, но в тогдашних условиях к такому могли отнестись неодобрительно, как к восхвалению капиталистического способа хозяйствования).

Лишь с 1970-х годов возник интерес к прикладному искусству времён историзма и модерна; тогда и появились первые публикации о кузнецовском фарфоре, как об одной из характерных черт этого периода. Были начаты исследования сохранившихся коллекций, в том числе — коллекций самих фабрик входивших в «Товарищество Кузнецова». ( Источник)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе