«Луна розово-золотая… Звёзды вверху, как бриллиантики…»

Выставка «Николай Мещерин. Выход из суеты», открывшаяся ко дню рождения художника в столичном Музее русского импрессионизма при поддержке Государственной Третьяковской галереи, стала достойным приношением одному из ярких представителей этого направления в искусстве.
— В названии выставки «Выйти из суеты» не только мечта жителя мегаполиса, — говорит директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова, — но и основная линия жизни нашего героя — художника Николая Мещерина. Символично, что этот десятый юбилейный проект осуществлён совместно с гранд-музеем России — Третьяковской галереей.
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова
© Фото : Музей русского импрессионизма / Даниил Овчинников
Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова

В экспозиции более 100 экспонатов, в том числе уникальных, из разных музеев страны и частных коллекций.

…Cын известного московского купца 1-й гильдии, основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина, отличавшегося деловитостью и огромной работоспособностью, и сам преуспевающий предприниматель и меценат, в тридцать три года Николай Мещерин, оставив семейный бизнес, удаляется в глушь — в давно полюбившееся ему родовое имение Дугино Подольского уезда, что в двадцати восьми верстах от Москвы, в живописной излучине реки Пахры. Решив в сельской тиши наконец серьёзно заняться тем, к чему с детства тянулась тонкая, восприимчивая, поэтическая душа, — живописью.

А ранее, в 1880-е годы, здесь же, в Дугине, где, оставив после смерти отца учёбу в Московской Практической академии коммерческих наук, Мещерин подолгу живёт, обустраивая усадьбу, строительство которой с парком и оранжереей на арендованной земле было начато его отцом в 1872 году, он осваивал ещё редкую в России любительскую фотографию. Будучи богатым наследником, мог себе это позволить. Проявив врождённый незаурядный талант художника, безупречный вкус, внутреннее зрение, умение композиционно выстраивать кадр.

undefined

Останавливая ускользающие мгновения бытия — не случайно фотографию называют искусством застывшего времени, — поймал и зафиксировал зыбь талой воды, островки апрельского снега в берёзовой роще, пасущихся коров на берегах Пахры и ту же заснеженную Пахру зимой — с санями на льду, дугинские овраги, сцены охоты, групповые портреты своих родных и близких. Находя нечто особенное, казалось, в самом обыденном, повседневном. Сохраняя чувства и эмоции портретируемых внутри каждого кадра. В том числе самого себя — «Автопортрет в зеркале» (1886–1887).

«В Дугине Мещерин сам проявлял фотографические пластины, печатал, делал паспарту и подписи, — отметила куратор выставки Елена Теркель. — Есть фотографии, сюжет которых художник потом повторит в картинах».

undefined

Впервые в полном объёме — до сегодняшнего дня дошло 48 подлинных отпечатков, сделанных Мещериным в Дугине и окрестностях усадьбы в 1886–1887 годах, — представлены фотографии художника из личного собрания историка искусства, сотрудника Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Николая Гагмана, которые он передал в Третьяковскую галерею в 2007 году.

undefined

Тот визуальный опыт работы Мещерина на натуре со светом и временем не прошёл для него бесследно.

Один из верных последователей философии французского импрессионизма — искусства, способного запечатлеть мгновение во всей его красоте, Мещерин стремится постичь и привнести его приёмы в русскую живопись. Прозрачность воздуха, неуловимость света, сотворение белого цвета без использования белой краски — всё это невероятно будоражило его воображение.

Взявшись за кисть, с упорным постоянством посвящает работе с мольбертом на пленэре утренние и вечерние часы. Его поиски природы ускользающего света и цвета — неизбежна параллель с подходом Клода Моне в известных циклах «Собор в Руане» и «Кувшинки» из сада в Живерни — нашли отражение в сериях этюдов на рассвете и закате.

Свои наблюдения за природой в разное время суток — это не только пейзажные наброски, выполненные простым и цветными карандашами, но и подробные комментарии к каждому из них, — Мещерин переносит в дневник-альбом. Подобный способ фиксации увиденного — как правило, это сумеречные и ночные часы, когда не только рисовать было практически невозможно, но и заметки приходилось делать почти на ощупь, — позволял работать потом в мастерской, опираясь не только на зрительную память. Так, многочисленные описания лунных ночей помогли художнику воссоздать все нюансы, «зазвучавшие» с особым очарованием в «Лунной ночи» (1905).

undefined

Из множества дневников-альбомов уцелел лишь один. Он хранится в отделе рукописей Третьяковской галереи, специалисты которой полностью расшифровали его к выставке. Несколько фрагментов, позволяющих заглянуть в творческую лабораторию художника:

Осень 1905 года:

«Небо возле луны со светлой паутиной по небесному, общий тон — небесный с розовым и зелёным»;

«Небо лиловое с лёгкой зеленью. Облака потемнее. Книзу небо бирюзовое, выше — тёмно-лиловое».

Зима 1905 года:

«Изба тёпло-серая, тёпло-голубая. Тени лиловые, серые <…> Снег серо-лиловый, электрик»;

«Луна розово-золотая. Небо бирюзовое. Лес розово-лиловый Снег белее неба и темнее. Вверху синее небо, книзу молочно-бирюзовое, звёзды вверху, как бриллиантики, книзу тусклее»;

«Синее небо. Очень густая гамма. Лилово-серый снег, и избы, и деревья (ветлы) почти одного тона — табачного. Луна справа».

3 часа ночи 4 мая 1905 года:

«Розово-палевая тусклая луна едва намечается сквозь облака. Облака книзу сиреневые, выше полосы гуще и серее. Небо у облаков палево-бирюзовое, мутное, выше — голубо-зелёное, бирюзовое. Ещё выше — голубее, слева всё светлее и теплее. Дали лилово-малиновые, пятно сильное <…> Рожь сизо-зеленая, лилово-зелёная. За рожью всё малиново-лилово, рожь светлее к земле. К Чурилкову вижу светлее, а за Чурилковым всё. Кое-где рисуются лощины более холодным тоном»

Один из разделов экспозиции не случайно посвящён усадьбе Дугино. В этот гостеприимный, уютный двухэтажный дом, превращённый Мещериным в небольшой художественный центр, в котором всё располагало к творчеству, приезжали, сочетая отдых с работой в отведённой отдельной мастерской или на пленэре, его единомышленники — известные живописцы того времени: Василий Переплётчиков, Мануил Аладжалов, Алексей Корин, Исаак Левитан, Алексей Степанов, Апполинарий Васнецов, Игорь Грабарь.


Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904

Впервые вместе собраны их картины, написанные в Дугине.В том числе посвящённые усадьбе: «Диван в имении художника Н. В. Мещерина» (1890-е), «Парники. Дугино» (1900), «Сирень. Скамья» (1902), «Вишнёвый сад» (1904) Алексея Корина; «Дорожка в усадьбе» (1904), «В зимний день. Угол дома со снегом» (1904), «Ямщик» (1904), «Угасающий день» 1904»), «Весенний ветер» (1905), «Утренний чай» (1917) Игоря Грабаря. 

Прекрасная библиотека. Постепенно пополняемая коллекция произведений современных русских художников, среди имён Мануил Аладжалов, Виктор Борисов-Мусатов, Сергей Виноградов, Михаил Врубель, Николай Тархов, Станислав Жуковский, Леонид Пастернак, Василий Переплётчиков Пётр Петровичев, Владимир Соколов… И коллекция первых граммофонных пластинок, которыми Мещерин развлекал гостей. Хлебосольный хозяин требовал, чтобы самовар никогда не остывал на столе. К услугам художников, изъявлявших желание отправиться на натуру, был и кучер, готовый в любую минуту запрячь лошадь…


Николай Мещерин. К вечеру. 1906

Не имея профессионального художественного образования, Мещерин под воздействием Василия Переплётчикова — кстати, однокашника по Практической академии коммерческих наук, Мануила Аладжалова, Алексея Корина довольно быстро овладевает мастерством. Не раз становится участником регулярных показов Московского общества любителей художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, экспозиций журнала «Мир искусства» и «Союза русских художников».

В 1903 году этюд «Избы» (1901) Мещерина, участвовавшего в XXII Периодической выставке Московского общества любителей художеств, приобретает Третьяковская галерея. В 1906-м она же — и пастель «На пашне» (1904), которую среди пяти картин этого художника Сергей Дягилев включил в экспозицию «Два века русской живописи и скульптуры» на Осеннем салоне в Гран-Пале в Париже.

…В 1903 году на выставке мирискусников в Петербурге Мещерин познакомился с Грабарём и пригласил в своё Дугино. С зимы 1903–1904 года Грабарь — частый постоялец усадьбы. Вместе занимаются живописью. Именно Грабарь оказал наиболее сильное влияние на Мещерина. Подтверждением — картина «Белая зима. Грачиные гнёзда» (1904) Грабаря и размещённая по соседству «Морозная ночь» (1908) Мещерина. В том же стиле пуантилизма и дивизионизма (система несмешения красок) мещеринские «Ноябрь. Крылечко» (1905), «Сосенки под снегом» (1912 (?)).


Игорь Грабарь. «Баба с вёдрами» 1908

Мещерин учился у Грабаря игре света и цвета. Вот картина Грабаря — «Баба с вёдрами» (1908) на фоне огненного неба, тяжело ступающая по оледенелой дорожке. Рядом «Зима в феврале» (1909) Мещерина — деревенская улица, изба, девочка в ярко-синем пальто. «Если закрыть фигуру девочки, — объясняет куратор выставки Анастасия Винокурова, — то цвет снега окажется не таким эффектным, он “пропадёт”. Мещерин был блистательным колористом. Никогда не сбивался на пестроту».

Очень показательна телеграмма, которую даёт Николай Мещерин Игорю Грабарю 26 мая 1907 года: «Сирень распускается. Тепло. Вероятно, отцветёт быстро». И письмо 11 июня того же года и тому же адресату: «Очень интересные стоят ночи. Приходится много наблюдать, а делать пока что граммофон мешает. Увлёкся тоже восходом солнца. Следовательно: ночи + восход солнца + рассматривание каталогов с пьесами для граммофона; и так до 6 час. утра…»


Игорь Грабарь. «Под берёзами» 1904

Этих художников связывали не только дружеские, но и родственные отношения. Одна из двух стоящих девушек, племянниц Мещерина, на этюде «Под берёзами» (1904) Грабаря стала в 1913 году его женой…

Во многом благодаря мемуарам Игоря Грабаря можно составить живое представление о его старшем друге, об укладе и атмосфере прекрасной старинной усадьбы…

Принцип дуализма выдержан на выставке не однажды. «Осеннее утро» (около 1905) Мещанинова в сравнении с «Золотой осенью» (1908) Переплётчикова подтверждает, что ученик оказался достойным своего учителя.

Николай Васильевич Мещерин. Морозный вечер. Этюд
Николай Мещерин. «Морозный вечер» (1907) 

В двух вариантах — этюд и картина — «Морозный вечер» (1907) Мещерина.

Пейзажи. Только пейзажи. И только дугинские. Лиричные, лёгкие, нежные, пронизанные светом и воздухом. Писал русскую природу, словно психологический портрет, передавая её настроение.

Покидал усадьбу с мольбертом редко. Исключений немного. Несколько холстов 1901 года из Сергиева Посада — «Смеркается. Троице-Сергиев монастырь» и «На паперти»; «Улица в Плёсе» и «Церковь в Плёсе. Смеркается» — обе картины 1902 года; «Из окна дома Коробковой» (1902) — дом и сейчас стоит на Пятницкой улице в Москве.

…Сотни цветных, мерцающих, чуть размытых маленьких точек, расположенных близко друг к другу, превращаются, стоит только отойти подальше, в звёздное небо над широкой равниной — «Звёздная ночь» (1910-е (?)).


Николай Мещерин. Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905

Или в вспыхнувшие красками на зелёной траве лесные цветы — «Пейзаж (Поляна)» и «Иван-да-марья» (1914).

В розовых, лиловых, нежно-изумрудных пятнах угадываются кроны деревьев — «Рассвет» (1907).

Сокрытая тайна и удивительное волшебство импрессионизма…

Рощи, леса, поля, река. На восходе солнца. В сумерках, хмурым утром, после дождя, в предрассветной дымке, в вечернем влажном молочном тумане, в дышащий жаром полдень, в непроглядной мгле, занесённые снегами. Скромное очарование русской провинции.


«Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычево» 1906

«Ржаные поля. Вид от ворот усадьбы Дугино в сторону села Колычёво» (1906), Беспредельный простор, спелая, вроде шишкинской, рожь, вдалеке белеет церквушка — вполне традиционный сюжет в стиле реализма. Когда эту картину готовили к выставке —она была законвертована и находилась в запасниках Третьяковской галереи, — и предположить не могли, что на оборотной стороне, под картонной накладкой, обнаружат ещё одну картину художника, выполненную в импрессионистической манере. В свободных мазках и длинных голубых тенях на искрящемся снегу угадывается «Опушка леса зимой». По мнению Анастасии Винокуровой, «эта двусторонняя работа» — одна из центральных в экспозиции — «отражает суть творчества Николая Мещерина: по технике картины новаторские, а по содержанию — исконно русские».

Тщательно продуманная организация пространства выставки на тематические блоки позволяет совершить неспешную прогулку по усадьбе Дугино и её окрестностям того времени через смену сезонов — зиму, весну, лето и осень.

Вот увиденное глазами художников зимнее Дугино — «Зимой в лесу» (1895) Василия Переплётчикова; «К весне (Деревня весной)» (1900) Мануила Аладжалова; «Зимняя ночь. Деревенская улица» (1900), «Декабрь» (1901), «Деревенский праздник» (1902), «В феврале» (1909), «Лес зимой» (1910-е) Николая Мещерина; «По зимней дорожке» (1920-е) Алексея Степанова.

Оно же весной — «Цветущая вишня» (1899), «Вечер ранней весны» (1902), «Девушка в красной юбке» (1903), «Весна» (1903), «Весна. Деревня Шестово» (1914), «Весенние облака. Вид на Дугино» (1914) Мещерина; «Угасающий день» (1904) Игоря Грабаря.

Николай Мещерин "Июньская ночь" 1911
«Июньская ночь» 1911

О лете рассказывают «Дугино» (1899) Переплётчикова; «Последние лучи солнца» (1899) и «Лунная ночь» (1899 (?)) Исаака Левитана; «Цветущий луг» (1882-1885) Аполлинария Васнецова; «Тройка. Луна» (1899), «Лето. Вид от Крестовоздвиженского Лукина монастыря в сторону усадьбы Дугино» (1901), «У перевоза» (1901), «Ночь над рекой» (1902), «В сумерках» (1903), «Июньская ночь» (1911), «Стадо на выгоне» (1915) Мещерина; «Заход солнца» (1907) Грабаря.

Об осени — «Первый снег» (1898), «Светает. Крылечко», «У ворот» (1901), «Осень. Капустный огород» (1905), «Берёза и рябинки» (начало 1910-х) Мещерина.


Осень. Капустный огород, 1905

…После смерти Николая Мещерина в 1916 году, его имя словно кануло в лету. Второе рождение художника произошло благодаря посвящённой ему выставке в Москве в 1987 году. Тогда же в издательстве «Советский художник» вышел каталог его работ, составленный тем же Николаем Гагманом.

Нынешняя экспозиция интересна не только для искусствоведов, побуждая к обсуждению русского импрессионизма как живописного феномена вообще и творчества Николая Мещерина в частности, но и для всех ценителей прекрасного.

Музей предлагает зрителям и получасовой саундпроменад — музыкальную экскурсию по экспозиции. В аудиоспектакле оживут сюжеты картин, будет рассказано о самых ярких эпизодах в судьбе художника. Главных героев — самого Николая Мещерин, его жену Лидию Горячеву и друга Игоря Грабаря — озвучат известные актёры.

Кроме того, подготовлена инклюзивная программа. Тексты экспликации и нескольких тематических блоков можно услышать из специальных колонок, встав на определённый значок на полу. Также для незрячих посетителей установлен тактильный макет мастерской Николая Мещерина, воссозданный по одной из фотографий. В мобильном приложении работает аудиогид более чем к двадцати картинам. Также предусмотрены традиционные видеогиды на жестовом языке и гид с тифлокомментариями.

Что же до самой усадьбы Дугино — обители притяжения и вдохновения для многих русских художников в конце ХIХ — начале ХХ века…


Она осталась только там, в далёком прошлом.

Автор
Елена КОНСТАНТИНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе