Мастер портрета Валентин Серов. Жизнь художника в картинах

Валентин Серов.
К 150-летию со дня рождения и открытию выставки в Государственной Третьяковской галерее.
Валентин Серов, русский живописец и мастер портрета, в своем творчестве прошел путь от натурализма к условности художественного языка, привнося импрессионистические черты в свои полотна.


Валентин Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Отцом будущего художника был композитор Александр Серов. Мальчику было шесть лет, когда отец его умер. После этого около года мальчик с матерью жил в Мюнхене, где учился рисованию у гравера Карла Кеппинга, а затем в Париже, где брал уроки живописи у Ильи Репина. С 1975 года жил и учился в Москве, а затем в Санкт-Петербурге. В 1882 году Серов был зачислен в Императорскую Академию художеств, где его наставником был Чистяков.



«Девочка с персиками»
1887.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея
Москва


Много времени художник проводил в Абрамцево у семьи Мамонтовых, знакомство с которыми произошло еще в 1875 году. В имении процветал культ театрального искусства, и Серов, обладающий даром комического актера, также участвовал в спектаклях. Именно здесь Серов написал работы, которые сразу выделили его среди других художников и стали бесспорными шедеврами русской живописи: это картины «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888).


«Дети»
1899г.
Холст, масло 71 x 54
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


В 1887 году Серов женился на Ольге Федоровне Трубниковой. У пары вскоре появились дети: Юра и Саша. Именно их художник изобразил на картине «Дети» (1899). В конце 1880-х художник написал портреты Софьи Драгомировой, композитора Бларамберга, Прасковьи Мамонтовой.




Валентин Серов «Портрет Софьи Драгомировой» кисти Репина (слева) и Серова (справа)


«Портрет Софьи Драгомировой» (1889) – свидетельство роста славы Серова. Первым портрет Драгомировой писал Репин, учитель Серова. Последний вошел в мастерскую учителя и попросил одновременно с Репиным писать Софью Михайловну. Получившиеся портреты учителя и ученика явились предметом сравнивания, и нередко зрители склонялись к тому, что работа ученика привлекала взгляд больше.


«Портрет С.М.Драгомировой»
1889г.
Холст, масло 71 х 57
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань



«Миропомазание императора Николая Александровича»
1897
Бумага, акварель, гуашь. 36.3 x 55.5 см
Государственный Русский музей


В 1890-ые годы Серов пишет много портретов членов царской семьи «Портрет Великой княгини Ксении Александровны» (1893), «Портрет великой княжны Ольги Александровны» (1893), «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897), «Миропомазание императора Николая Александровича» (1897), «Портрет Александра III с рапортом в руках» (1900).



«Портрет императора Николая II»
1900
Холст, масло 71 x 58,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В 1900 году художник создал один из самых известных портретов Николая II. Работу император сам заказал художнику: это был подарок жене Александре Федоровне ко дню рождения.



«Портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова»
1898
Холст, масло 94 x 111
Государственная Третьяковская галерея
Москва


Перу художника принадлежат также череда портретов известных современников: Саввы Мамонтова, Петра Кончаловского, Константина Коровина, Ивана Забелина, Исаака Левитана, Николая Лескова, Николая Римского-Корсакова, Ильи Репина.


«Мика Морозов. Портрет Михаила Александровича Морозова»
1901
Холст, масло 62,3 x 70,6
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В 1901 году Серов создает одну из самых известных своих картин – «Потрет Мики Морозова», сына купца и предпринимателя Михаила Морозова.


«Солдатушки, браво ребятушки. где же ваша слава?..»
1905г.


Во время революции 1905 года Серов стал свидетелем расстрела рабочих. Реакцией на увиденное явился ряд политических карикатур: «1905 год: После усмирения», «1905 год. Виды на урожай 1906 года», полотно «Баррикады, похороны Н. Э. Баумана». Картина Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» стала одной из самых острых сатир на царизм времени первой русской революции 1905-1907 годов.



Валентин Серов «1905 год: После усмирения» (1905)


Серов, многие годы выполнявший портреты членов царской семьи, в знак протеста разгона царскими войсками народной демонстрации отказался от почетного звания действительного члена Академии Художеств, главным лицом которой был князь Владимир.



«Похищение Европы»
1910
Холст, темпера 71 х 98
Государственная Третьяковская галерея
Москва


В годы после первой русской революции Серов уезжает на некоторое время в Грецию: под впечатлением от памятников и скульптур греческой культуры художник создает полотна «Похищение Европы(1910), «Одиссея и Навзикая» (1910). В эти годы художника также интересуют темы истории и мифологии. Так он пишет полотно «Петр I» (1907).



«Петр I»
1907



Валентин Серов «Автопортрет (1901)


Приступ стенокардии оборвал жизнь одного из самых великих русских живописцев. Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в возрасте 46 лет.

==============

Монография Игоря Грабаря "Валентин Серов":

"Я никогда не забуду, как незадолго до его кончины, в начале ноября 1911 года, мы стояли с ним в Третьяковской галерее перед этим портретом. Он всегда висел очень высоко, под самым потолком, и не было никакой возможности разглядеть как следует его живопись.

Близ того места стены, где он висел, приходилась отдушина, и вот из опасения, как бы портрет не пострадал, Совет галереи решил его перевесить, что и было сделано осенью этого года.

Дивная вещь, одна из лучших во всей Третьяковской галерее, была спущена в нижний ряд, и только теперь, впервые с тех пор как она попала сюда, стало возможным близко любоваться ее изумительным живописным богатством.

Только теперь можно было оценить все эти бесконечные переливы радужных цветов, не назойливых, не надуманных и меньше всего теоретичных, а глубоко прочувствованных и точно высмотренных в природе. Эта вещь до такой степени совершенна, так свежа, нова и "сегодняшня", что почти не веришь ее дате - 1888 году.

Я сказал Серову о перевеске его картины, и ему захотелось на нее взглянуть. Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у "Девушки, освещенной солнцем", он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство:

"Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся..."

===============

"Каждый холст Серова был и остается праздником для тех, кто любит и ценит искусство. Его живопись несет нам радость откровения. Она не просто отражает видимый мир — она преображает его, как летний живительный ливень, после которого в серо-голубом воздухе так свежо зеленеет листва деревьев, так бархатисто темнеют их стволы и напитавшаяся влагой лилово-коричневая земля, а мокрые крыши домов голубеют, ловя изменчивые краски неба с бегущими по омытой синеве облаками..."
(Волынский Н.Е.)

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе