«Мест нет»: возвращение картины Куинджи в Третьяковку вызвало дикий ажиотаж

Очередь может повторить массовое стояние на выставку Серова.
фото: Светлана Хохрякова


Третьяковской галерее вернули украденную 27 января картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Акт передачи состоялся 1 февраля в 10 утра, когда музей работал в своем обычном режиме. После безумия, творившегося у здания Третьяковки на Крымском Валу в январе 2016 года, когда выстроились бескрайние очереди на Серова, люди вновь потянулись к прекрасному в массовом порядке. Как хотели, так и вышло. Кричали в 2016-м: «Верните нам очередь на Серова», и получили, но уже на Архипа Куинджи.

Зима 2016-го теперь воспринимается как совсем другая жизнь. Попав на Серова, обставленного полевыми кухнями и палатками МЧС, тогда в последний раз удалось встретиться с еще свободным, а не находящимся под домашним арестом Кириллом Серебренниковым. «Когда мы узнаем, что что-то закрывается, тогда и бежим. Я кручинился всегда по поводу того, что мы не делаем из своих художников звезд. Вопрос подачи, прославления — очень важный», — сказал он тогда обозревателю «МК». Очередь на Серова выстроилась после визита Владимира Путина на выставку. Теперь за пиар ответил похититель Денис Чуприков, умудрившийся унести картину Куинджи «Ай-Петри. Крым» примерно таким же доморощенным способом, как сделали это в картине «Старики-разбойники», снятой Эльдаром Рязановым в 1971 году, герои Евгения Евстигнеева и Юрия Никулина.

После кражи в галерею выстроилась длинная очередь. При таком наплыве впору продлить работу выставки, как это было с Серовым, которого показывали лишнюю неделю из-за массового спроса. Теперь каждого посетителя при входе в здание досматривают вежливые стражи порядка: «Колюще-режущие есть? Эмульсии, аэрозоли?». Они уговаривают граждан не спешить: «Все равно там очередь и в гардероб, и в туалет». Действительно, в гардеробе — объявление: «Свободных мест нет». А в том, где они есть, приходится стоять по 15 минут. Дальше еще одно объявление: «Дорогие гости Третьяковской галереи. По мере заполнения посетителями залов музея мы вынуждены периодически ограничивать проход. Спасибо за понимание».


фото: Светлана Хохрякова


На третьем этаже, где висит многострадальная картина, причем в том же зале, что и прежде, желающих сделать на ее фоне селфи хватает. Даже группы школьников младших классов, которых тут тьма, первым делом интересуются у экскурсовода, где же похищенная картина. Видно, что ее края повреждены. А с противоположной стороны на посетителей с укором смотрит с портрета работы Васнецова сам Куинджи. Фотографировать со вспышкой нельзя, но людей не остановить. Смотрители музея, а это в основном женщины за 45, терпеливо, не повышая голоса, делают замечания. «Ай-Петри. Крым» теперь находится у входа в зал и под стеклом. Она снабжена датчиком, почти невидимым, в отличие от других картин. В случае чего он произведет сигнал тревоги. Как объясняют сотрудники музея, у многострадальной картины мертвый крепеж: рама прикреплена к стене. И самое главное, у «Ай-Петри. Крым» несет вахту вооруженный дубинкой страж порядка. Он бдительно следит за посетителями, но культурно и мирно. Хотя дело это нелегкое, ведь посетителей в разы прибавилось. Трудно и смотрителям. Люди все время о чем-то спрашивают, перегораживая обзор. Одни спины, спины, спины...

Имя уволенной смотрительницы тщательно скрывается. По официальной версии, она ушла по собственному желанию. А что ей еще оставалось?





Автор
Светлана Хохрякова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе