«Мы всегда будем вместе»

Работы художника Владимира Сибрина есть во многих музеях мира и в частных коллекциях В Ярославле на улице Свободы открылась галерея «В гостях у художника». Открытие прошло негромко, в узком кругу ближайших друзей и поклонников, в полном соответствии с личностью Владимира Александровича Сибрина, и стало итогом трудов неизменной спутницы его последних лет, жены и ангела-хранителя Александры Георгиевны Харламовой-Сибриной.

На стенах – его и её живопись. В дальнейшем, по замыслу Александры Георгиевны, галерея будет представлять время от времени и творчество всей ярославской провинции. Но тон этого замысла уже задан кистью Сибрина.

Короткая жизнь Владимира Сибрина – пятьдесят девять лет – вместила всё, что оставляет имя художника в памяти тех, кто приходит ему вслед: долгое непризнание таланта, болезнь, нищету, неприкаянность и в заключение внезапное прозрение окружающих: ах, какой, оказывается, замечательный мастер жил рядом с нами...

У многих это «ах» звучит уже после ухода в мир иной. Владимиру Александровичу повезло: на излёте отпущенных ему дней он встретил свою Александру, и вся его жизнь засверкала и зазвучала по-новому. Поездки, выставки в разных городах и странах, встречи с людьми, которых большинство из нас видит только по телевизору, и главное, душевный и творческий подъём – многие лучшие его работы написаны именно в это время.

Она появилась в его жизни как ученица – принесла показать свои самодеятельные работы.

– Мы за год должны пройти курс художественного училища, – сказал мне Володя. Посадил за учебники. А ведь мне было тогда сорок семь лет, – смеётся Александра Георгиевна. – Как ученице мне крепко досталось. Через какое-то время пригласил участвовать в своей выставке. С тех пор ни одна его выставка не проходила без меня, а у меня – без него. Это правило я собираюсь продолжить и здесь, в галерее. Мы всегда будем вместе.

Они много ездили вдвоём. На творческих дачах можно было встретить художников со всей России. Ей нравилось, что в обсуждениях участвовали и мэтры, и молодые – на равных. Никто никого не обижал, никто не обижался.

– Володя тоже любил по­слушать и, оставаясь при своём, всегда был готов прислушаться. Он говорил, что художник учится до конца своих дней. Мы часто ездили в музеи – в Москву, в Питер – Володя считал, что картины больших мастеров нужно не просто смотреть, не просто любоваться ими, их нужно изучать. Пытаться понять, как художник решил ту или иную задачу. Любимое его направление – реалистическое. Хотя присматриваться (это его словечко) следует ко всему.

Первым крупным совместным показом за рубежом стало участие Сибриных в Международной выставке на Мальте, посвящённой 300-летию российско-мальтийских отношений. Всё сложилось по-житей­ски просто. По соседству с мастерской Владимира Сибрина квартировал ярославский Шереметев-центр. Основоположником исторических связей между Россией и Мальтой стал в своё время сподвижник Петра Великого граф Борис Петрович Шереметев. Его потомок, ныне здравствующий Пётр Петрович Шереметев, живёт во Франции, и 300-летие отношений между нашими странами отмечалось при его непосредственном участии. Вдохновлённые неукротимой энергией председателя ярославского Шереметев-центра Нины Павловны Кузнецовой супруги Сибрины ещё до того объездили все вотчины Шереметевых, находившиеся в ярославских местах. Нина Павловна познакомила их с графом Петром Петровичем, и в 1998 году они вместе со своими работами, появившимися в результате этих поездок, были приглашены на Мальту.

Выставка состоялась в президентском дворце города Валетта. Вместе с научным сотрудником Третьяковской галереи Людмилой Марковой супруги Сибрины готовили к открытию экспозицию, в которой было собрано ни много ни мало – 2 тысячи экспонатов.

После этого участвовали во многих выставках за рубежом. Несмотря на все тяготы далёких поездок, Владимир Александрович чувствовал себя за границей на удивление хорошо. Притихла мучившая его всегда бронхиальная астма, новые впечатления, новые эмоции подпитывали свежими силами. Только однажды в Польше, куда они попали холодной, промозглой осенью, ему внезапно стало плохо, да так, что даже пришлось срочно возвращаться на родину. Перед отъездом он сутки провёл в частной больнице. Прощаясь, они спросили польского врача, сколько ему должны. На что получили ответ: «Ну что же я возьму с художников!» Мало того, ещё и снабдил лекар­ствами на несколько месяцев вперёд.

В остальном Сибриным за границей просто сказочно везло. В Индии их застало землетрясение – и ничего. Италия, потрясшая их величием своего искусства, стала единственной страной, где у них раскупили все работы – все до одной. Покупали всегда, но чтобы так – впервые.

– Во время встреч с итальянскими художниками те жаловались на засилье авангарда, который заполняет всё. Говорили об уважении к русскому реалистическому искусству и жали нам руки – крепко-крепко.

В Болгарии в заключение выставки Сибриным устроили морскую поездку к русским художникам, которые живут там уже несколько лет. Владимир и Александра вышли с пароходика где-то не там и заблудились.

– Записная книжка осталась в гостинице. Мы не знали даже фамилию этих художников, знали только, что у них двое детей. Разыскать их помогли нам болгарские таксисты. Они перезванивались друг с другом, что-то объясняли, звонили ещё куда-то. В результате всё-таки вычислили, куда нам надо, и привезли нас туда уже поздно ночью. Представляете, два часа ночи, мы входим, а нас там ждут за накрытым столом!

Работы Владимира Александровича Сибрина сегодня во многих музеях мира и в частных коллекциях – в Италии, Польше, Венгрии, Болгарии, Германии, США, Финляндии, Индии, Японии, Швейцарии – везде люди видят в них кусочек России. Его знают и помнят на Родине: работы Владимира Сибрина есть в Государственной Третьяковской галерее, Ярославском художественном музее, музее-заповеднике, музее истории города. И тут же работы Александры Георгиевны, они и в самом деле стали неразделимы.

Когда-то она пришла к нему в мастерскую и осталась насовсем. Она и сейчас живёт в этой мастерской, в маленьком, вросшем в землю домике в старом дворе, заросшем высокими деревьями.

Владимир Александрович очень любил именно такие уголки города – не парадные, по-домашнему тёплые, родные. Много писал их.

Только что открывшаяся галерея недалеко от его мастерской. Её адрес – улица Свободы, 34б, офис 20 – знают пока немногие: дом, в котором она находится, ремонтируют, он в лесах и в других многочисленных вывесках. Но пройдёт время, и, хочется верить, дорогу сюда люди найдут, как нашло дорогу к сердцам людей и творчество Владимира Сибрина.
Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе