«На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы»

Манеж: 150 лучших картин и скульптур о войне.
Гелий Коржев. Серия «Опаленные огнем войны». Картины «Проводы», «Мать», «Старые раны».
Фото: Патриархия.Ru


С 4 ноября по 8 декабря 2019 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит XVIII церковно-общественная выставка-форум – «Православная Русь – ко Дню народного единства». В этом году её тема – «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». В Москву привезли 150 лучших произведений живописи и скульптуры о войне из 34 городов России.


Они впервые предстали в едином собрании, рассказывая о пути к Победе, о том, как отражалась тема войны в советском и российском изобразительном искусстве 1940–2010-х годов. На выставке представлены работы о войне таких известнейших отечественных художников и скульпторов, как А. Дейнека, П. Корин, А. Пластов, П. Кончаловский, Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Мухина, Е. Вучетич, Р. Фальк, А. Лактионов, И. Глазунов, В. Поков, Г. Коржев и многие другие.

Особо стоит отметить выдающиеся картины «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Письмо с Фронта» Александра Лактионова, «Фронтовая дорога» Юрия Пименова, Триптих Павла Корина «Александр Невский», «Сгоревшую деревню» и «В оккупации» Александра Дейнеки.


Триптих Павла Корина «Александр Невский». 
Фото: Александр Корольков / rg.ru


31 октября в Москве в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. В самом ее начале митрополит Псковский и Порховский Тихон, Председатель Патриаршего совета по культуре и главный редактор портала Православие.Ru, подчеркнул, насколько правильным было принятое решение о том, чтобы посвятить историческую экспозицию нынешнего года картинам и скульптурам о Великой Отечественной войне:

«Прошло 75 лет, и для нас все важнее и важнее становится вопрос, что же это было для наших отцов и дедов? Возможно, мы не сможем понять всю силу чувств, которые охватили тогда людей, но осмысление войны продолжается и сейчас. Иногда оно весьма бравурное, иногда достаточно сдержанное. Мы пытаемся понять свою историю и своих предков, но то, что нам передано в произведениях искусств, не сравнится ни с чем. Я думаю, это будет особым открытием для всех, посетивших эту экспозицию.

Что меня особенно поразило? Мы можем ощутить, почувствовать то же, что и те люди, которые 22 июня 1941 года вступили в совершенно другую жизнь из прежней спокойной и мирной жизни, – при всех сложностях советского периода, о котором мы знаем. Я сейчас был в зале Манежа, где пока на полу у стены стоит знаменитая картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Для меня стало настоящим открытием, когда я вдруг испытал то, наверное, главное чувство, которое испытывали все люди нашей страны: потрясение от памяти о том, что было совсем недавно, и того ужаса, что происходит сейчас.


Аркадий Пластов. Фашист пролетел


Вы помните, наверное, эту картину. Осенний пейзаж, осень 1941 года, самое начало войны, чудесные березы. Тихий и скромный, родной русский пейзаж. Пастушок – но этот пастушок убит, он лежит в траве, рядом убитая корова, а вдалеке улетает немецкий самолет. Это потрясает и нас сейчас, но как это потрясало людей в то время, и насколько это было сродственно их чувствам! И недаром Верховный главнокомандующий Сталин именно эту картину взял с собой в 1943 году на Тегеранскую конференцию и повесил ее в зале переговоров, когда речь шла об открытии Второго фронта. Он знал, что делал. И как свидетельствуют воспоминания людей, которые были на переговорах, и на Черчилля, и на Рузвельта эта картина произвела громадное впечатление.


Александр Лактионов. Письмо с Фронта


Или работа Александра Лактионова «Письмо с фронта», написанная после войны, в 1947 году. Это уже воспоминание о войне и о том, что и во время войны были тихие драгоценнейшие минуты. Эта картина об одном из таких мгновений. Собрались соседи, пионер, рядом раненый боец, который приехал на побывку, и все читают письмо с фронта. А дело на картине, надо сказать, происходит в Сергиевом Посаде, и не просто в Сергиевом Посаде, а в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда она была закрыта, монахи выселены, но поселились новые люди, насельники, и вот они, счастливые и радостные, в этот солнечный день слушают письмо. А Лактионов, кстати, когда писал эту картину, получил келью в лавре».

Картины на выставку в Москву привезены со всех концов нашей страны – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани и т.д. Была проделана громадная работа по отбору и реставрации картин, выстроена и осуществлена сложнейшая логистика. Специально подсчитали: если бы какой-то человек самостоятельно решил посмотреть все эти картины в тех городах, откуда их привезут, ему пришлось бы проделать маршрут в 85 тысяч километров, то есть дважды обогнуть земной экватор и дополнительно проехать еще 5 тысяч километров. За одни билеты он заплатил бы более 160 тысяч рублей. А сейчас можно просто прийти в Манеж и бесплатно посмотреть эту уникальную выставку.


Юрий Пименов. Фронтовая дорога


Как сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова,

«Мы поставили перед собой задачу показать на примере художественных произведений то, как война была пропущена художниками через себя, свое сердце и свою душу. Мы решили показать, как война изображалась на протяжении десятилетий, начиная с 1941–1942 годов, показать, что эта тема значила для огромного количества художников разных поколений нашей страны. На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы, которая создавалась бы как равнодушно исполненный заказ».

«Память поколений» станет продолжением выставки «Сокровища музеев России», которая с большим успехом год назад прошла в Манеже и в восьми региональных центрах страны. Прошлую выставку за три недели посетило в Москве свыше 250 тысяч человек, а в регионах её увидели более миллиона посетителей. Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов оправданно заметил на пресс-конференции:

«Совместные проекты Патриаршего совета по культуре и Министерства культуры РФ – это всегда знаковые и яркие проекты, вызывающие огромный интерес и приводящие к огромным очередям. Не побоюсь громких слов: они меняют культурный ландшафт нашей страны».

Экспозиция развернется на основном этаже Центрального Манежа, где уже организована специальная застройка с климатическим куполом для сохранности уникальных экспонатов. Всего будет 15 залов, посвященных разным периодам войны и послевоенной истории изобразительного искусства нашей страны.


Икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского морского собора в Петербурге. Фото: Владимир Андреев


Отдельно стоит упомянуть старинную икону, которая традиционно прибудет на московскую выставку, На этот раз это будет образ святителя Николая из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии Ленинградской блокады. Часто эти богослужения лично совершал владыка Алексий (Симанский), во времена блокады – митрополит Ленинградский, а впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Работа экспозиции будет сопровождаться насыщенной экскурсионной программой, подготовленной Министерством культуры России, Государственной Третьяковской галереей, историческим парком «Россия – Моя история», РОСИЗО. Экскурсоводами на выставке выступят студенты Сретенской духовной семинарии и представители Российского военно-исторического общества.


Фото: Владимир Андреев


Сейчас строятся планы и маршруты, в какие города и на какой срок поедет эта выставка после Москвы. Очевидно, что она вызовет не меньший интерес, чем прошлогодняя выставка «Сокровища музеев России».


Выставка продлится до 8 декабря 2019 года
Время работы 4 ноября: 16:00-21:00,
5 ноября – 8 декабря: 10:00-21:00.
Вход свободный.

Автор
Юрий Пущаев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе