Небо Венеции на закате Европы в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Много воды, неба и архитектуры – выставка прославенных венецианцев 18 века «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» в главном хранилище западных ценностей Москвы прекрасно подгадана к жарким июльским дням и гарантировано имеет терапевтический эффект.

Каналы, мосты и много прекрасного голубого всех оттенков превратили два зала главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке в параллельный мир, куда с огромным удовольствием ныряешь, выныривая то на площади Сан-Марко, то среди фантазийных развалин в стиле «каприччо», то перед головокружительной панорамой средневековой Виченцы.

Выставка, по уже сложившейся традиции, организована как диалог собраний и культур, так что мосты вполне аллегорические и символичные, и стала результатом сотрудничества ГМИИ им. А. С. Пушкина (25 картин) с Городским музеем Палаццо Кьерикати в Виченце (23 работы). Объединить работы в одной экспозиции предложил директор музея в Виченце Джованни Вилла. В экспозицию вошли также девять полотен из собрания банка Интеза Санпаоло в Палаццо Леони Монтанари. Кстати, в собрании этого итальянского банка находится крупнейшая за пределами России коллекция древнерусских икон. Выставка проходит под патронатом посольства Италии в Москве. Примечательно, что после ее завершения в Москве 14 октября экспозиция отправится в музей Виченцы.

Как сказала директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак, открывая выставку, «какая-то химия существует между русскими и итальянцами, что позволяет нам очень быстро понять друг друга». И этот позитивный настрой и традиционная итальянская теплота, радушие и любовь, безграничная любовь к своей земле, переданная сквозь века на полотнах мастеров – именно та атмосфера и тот воздух, который так нужен всем нам сегодня.

- Италия и Россия очень близки в культурном отношении, – говорит посол Италии в Москве Паскуале Терраччано. - И сейчас, когда многие в мире пытаются возводить стены, мы стремимся возводить мосты. За эти годы мы возвели множество мостов, и сегодняшняя выставка – еще один подобный пример. Так что у этой выставки есть особое значение, помимо того удовольствия, которое зрители от нее получат.

О том, что строить мосты Россия и Италия начали еще в 15 веке, а в веке 18-м сблизились уже совсем тесно на стройке Санкт-Петербурга, напомнила и российский сокуратор выставки, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова.

- Соединение двух коллекций дает очень многое, – подчеркнула Виктория Маркова. - Во-первых, возможность богаче, многосторонее, отчасти с неожиданной стороны показать искусство Венеции 18 века. Но еще более глубокий срез выставка дает тем, кто интересуется историей, традициями Венеции. Здесь можно увидеть знаменитые полотна Тьеполо и Пьеццетты, которых по определению нет в России. У нас есть возможность показать плафон Тьеполо «Время, открывающее истину», принесший художнику наивысшую известность. С российской стороны представлены, в частности, работы из коллекции Николая Борисовича Юсупова. Напомню, что в Архангельском находятся две замечательные картины этого мастера. Так что эта выставка дает возможность более многосторонне и богато показать само венецианское искусство, но она дает нам увидеть и то, чем мы располагаем сегодня, и этим мы обязаны нашим предшественникам, нашим предкам, которые собирали прекрасные произведения. 

Организаторы выставки с обеих сторон особо отмечают, что в самой Виченце нет значимых работ великого Каналетто. Зато выдающееся полотно мастера «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей» и еще две работы из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина смогут отправиться на родину в составе выставки. То же и с картинами ученика и племянника Каналетто Бернардо Белотто, которыми богато российское собрание. Его «Вид старинного рынка в Дрездене» - одно из ярчайших произведений.

Впервые в истории великие венецианцы встречаются в Москве – полотна Джамбаттисты Пьеццетты и Джамбаттисты Тьеполо, некогда висевшие друг напротив друга в одном храме Виченцы, можно увидеть на одной стене московского музея. Именно эти две работы заслуживают особого внимания – это «Экстаз святого Франциска» Пьяццетты и «Непорочное зачатие» Тьеполо. «Культуромания» обратилась за комментарием к Виктории Марковой. 

- Джамбаттиста Пьяццетта - очень крупный художник 18 века и в известном роде антипод Тьеполо, который во многом выразил дух этого века маски, когда европейская культура клонилась к закату. Для Венеции это был закат и политический – в 1797 году войска Наполеона вошли в нее, и свободная Венецианская республика прекратила свое существование, длившееся более тысячи ста лет. Примечательно, что сын и преемник Тьеполо Джандоменико умер уже австрийцем, ведь Наполеон отдал республику Австрии. Тьеполо - фигура абсолютно гигантская. Он виртуоз в век виртуозов - Паганини, Вивальди. Тьеполо многосторонен, с массой декоративных деталей. Ему были доступны все виды живописи. В свою очередь Джамбаттиста Пьеццетта в основном занимался монументальной живописью. И по сути он последний великий итальянский художник, обратившийся к религиозной живописи, когда она переживала свой упадок. Ведь в то время церковь заказывала копии с Рафаэля для убранства соборов - творческая жила уходит из религиозной живописи, которая преобладала в эпоху Возрождения.

Глядя на «Экстаз святого Франциска», понимаешь, насколько велик этот художник и эта картина. Ведь она написана не ради мейнстрима, обращает внимание Виктория Маркова. В век виртуозных импровизаторов линия содержательная, духовная истекает. А вот Пьеццетта ее поддерживает. Фигура Франциска, который получил стигматы от Христа, находится в состоянии духовного экстаза, когда его оставляют физические силы и он полностью оказывается в руках ангела. Как у Караваджо, где крыло ангела становится своего рода нимбом у Матфея, так и здесь – есть только взмах белого крыла над головой святого. И ускользающий профиль ангела, который как-будто вот-вот исчезнет. Мы не видим его лица. Все направлено вверх. 

- Эта картина написана не ради того, чтобы мы восторгались красотой и мастерством, хотя их здесь не занимать, – говорит эксперт. - Но, как у Рафаэля или Караваджо, это полотно транслирует великую христианскую идею. На рубеже с эпохой классицизма Пьяццетта остается последним художником, несущим эту идею, хотя религиозные картины создаются и после. Но это уже лишь изображения, в которых нет той искренности и глубины чувства. Для меня эта картина глубоко волнующая. 

Виктория Маркова обращает внимание на лицо Мадонны у Тьеполо – «спумато», словно в движении, предвосхищая поворот к импрессионизму в веке 19-м. Интересен и совершенно не канонический для православной традиции образ непорочного зачатия. Мария стоит на огромном и толстом, словно шар (возникает мысль о чреве ином), змее-дьяволе, в пасти которого – искусительное яблоко. 

Среди выдающихся работ Тьеполо на выставке представлены «Усекновение головы Иоанна Предтечи», пронзительное «Возвращение блудного сына», а также «Голова купца», передающая в тонких деталях элементы своеобразного венецианского костюма эпохи.

На фоне двух алтарных работ не менее одухотворенными выглядят и городские пейзажи венецианцев – «ведуты». Никому не дано было выразить с такой нежностью красоту архитектуры, впаянной в пространство водной стихии, между небом и морем. И в четкости линий на фоне прозрачной голубизны – какая-то высшая благодать, созерцать которую хочется снова и снова. Джованни Баттиста Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Антони Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги не просто восхищались декоративностью Венеции, но несли в своих работах этот дух свободы и гармонии человеческого творения, созданного по божественному вдохновению. 

- Мы хотели передать это настроение лета: небо, солнце, море, – сказала «Культуромании» Марина Лошак. Главный месседж этой выставки – объединительный момент двух институций. Это очень важно. Никогда прежде мы это не делали так плотно и так масштабно. Конечно, всегда большой праздник – увидеть такие работы. Не важно, чьи – наши или Веченцы. Но это лучшие работы и Каналетто, и Бернардо Белотто. Еще очень важно, что мы здесь видим фантастического Тьеполо, которого очень мало в России и изумительного Себастьяно Ричи. Не менее важно, что все эти вещи окажутся потом в Виченце, и итальянский зритель, который много путешествует внутри Италии, сможет увидеть нашего Каналетто, Белотто и Гварди.

Добавим, что не менее интересно разглядывать ироничные зарисовки из жизни аристократического общества Венеции кисти Пьетро Лонги (Пьетро Фалька) – тайные свидания, игры, забавы и куртуазные сценки. Пейзажные и религиозные работы дополняет серия аллегорий – дань моде 18 века. Например, «Аллегория согласия» Луи Дориньи самого конца века 17-го – удивительной красоты изображение девушки, чья поза и сложение напоминают работы русских авангардистов века 20-го. «Аллегория зимы» Джованни Антонио де Пьери, прозванного Дзоппо – отсылающий к великим фламандцам портрет старика в меховой шапке, греющего руки над жаровней. К слову, свой след фламандцы оставили и на этой выставке – так, обосновавшийся в Венеции Якоб Ван де Керкховен, прозванный Джакомо да Кастелло, остался верен свой родной традиции, хотя его «Торговка рыбой» с огромным осетром и натюрморт «Аллегория осени» пронизаны венецианской жизнерадостностью в большей степени, чем голландским реализмом. Цветочные композиции в духе малых фламандцев кисти Элизабетты Маркони контрастируют своей лаковой красочностью с пастельной тональностью выставки. 

Итальянцев в России стало больше, и хочется верить, что выстроенные мосты станут основой непрерывного встречного движения и в будущем. 

Автор
Ксения Фокина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе