Эта выставка интересна и тем, что она заканчивает цикл лекций и выставок, устроенных в честь 75-летия музея.
Автопортрет (1913 г.)
Под звуки клиросного хора Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря нашему взору предстают четыре грандиозные по своему масштабу полотна: «Голгофа» (Москва, 1905 г.), «Сошествие во ад» (Москва, 1905 г.), «Евхаристия» (Москва, 1906 г.) и «О тебе радуется» (Москва, 1902г.). Помимо этих работ в экспозиции выставки представлены картины, хранящихся в коллекции самого Музее истории религии. Это графическая работа «Христос в пустыне» (Санкт-Петербург, 1869 г.), эскиз к картине «Битва на Куликовом поле» (1915г.), картина «Святой Алексей Митрополит Московский» (1909 г), эскиз росписи Владимирского собора в Киеве «Всадник Апокалипсиса» (Киев, 1887 г.). Все работы поражают своим размахом и внутренней духовным напряжением. Можно предположить, насколько еще более величественно они, должно быть, смотрелись в стенах самой церкви св. Георгия.
История этой церкви примечательна и стоит описания. Ее строительство было заказано в 1890 году известным в то время владельцем Гусевской хрустальной фабрики и меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцевым. По проекту, осуществление которого было поручено архитектору Л. Н. Бенуа, церковь должна была быть построена на территории усадьбы и иметь форму базилики в псевдорусском стиле. В разработке плана церкви приняли участия В.А. Покровский и З.Я. Леви , а также В.М.Васнецов. Именно он занимался росписью алтарной части, составлением иконостаса и разработкой всего внутреннего убранства храма.
В результате за почти пять лет архитекторам и художникам удалось создать прекрасно спроектированный и богато декорированный храм, представляющий собой один из лучших примеров синтеза традиций западноевропейской и русской архитектуры. Церковь являла собой базилику с двумя приделами – в честь Иоанна Богослова и св. мученицы Софьи. Здание было обрамлено аркатурным поясом и облицовано красным и белым кирпичом, привезенным из г. Гжель. С западной стороны фасад церкви венчала шатровая колокольня, а с восточной – три луковичных купола. В убранстве церкви были использованы самые различные виды прикладного искусства (мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись) и элементы декоративного древнерусского зодчества, характерные для XVII века. Творение рук Л.Бенуа, В. Васнецова и их помощников было высоко оценено современниками.
Виктор Михайлович Васнецов с большой радостью принял участие в оформлении Георгиевской церкви. Специально для создания мозаики и трех панно в Историческом музее был создан павильон, где художник работал в течение шести лет. Первой работой, сделанной для церкви, была мозаика «О тебе радуется». Набранная в Санкт-Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых, она была величиной в 10×18 метров. Для лучшего освещения именно этого панно Л.Бенуа сделал окно над алтарной частью, где и была установлена мозаика. За ней последовали картина «Голгофа», предназначенная для левого придела, «Сошествие во ад» – для правого придела, и «Евхаристия», помещенная в апсиде алтаря.
Интересно отметить, что картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».
И действительно, хотя многие воспринимают Васнецова как, в первую очередь, художника русских былин и сказок, не надо забывать о том , что его творчество были тесно переплетено с религиозной жизнью. В своих произведениях Васнецов ставил главной задачей воплощение национального духа, православной культуры и русских традиций. Начиная с работ для церкви во имя Спаса Нерукотворного в Абрамцево, с создания образов для русской церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте и собора Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве и заканчивая росписью главного нефа Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался выразить не только эстетические, но и религиозные, этические идеалы своего времени.
В 1924 г. церковь св. Георгия была преобразована во Дворец труда им. Троцкого. Здесь разместили кинозал, библиотеку и театр, а позже – музыкальную школу и цех по разливу безалкогольных напитков в цокольном помещении. Все картины мастера были отправлены на хранение во Владимирский губернский музей, и на целое десятилетие о них забыли. Затем четыре картины В. М. Васнецова в 1935 году были переданы Центральному Анти-религиозному Музею в Москве. И только в 1940-х гг. вместе с другими экспонатами ЦАМа полотна Васнецова поступили в Музей истории религии, где они были тщательно отреставрированы. И вот в конце первого десятилетия ХХI века творения художника предстали перед нашим взором во всей своей величественной красе и одухотворенности, пронизанные глубоким чувством веры.
Сегодня активно идут процессы не только реставрации старых картин и древних храмов, но создания новых произведений религиозного искусства и архитектуры. В связи с этим появляются все больше и больше художников- специалистов в иконописном деле. Однако большинство из них ориентируются на лучшие образцы религиозного искусства второй четверти XIX века – будь то храм Христа Спасителя, спроектированный архитектором К. Тоном, или росписи в церквях того времени. Безусловно, этот факт нельзя ставить в упрек современному религиозному искусству. Однако хотелось бы, чтобы среди современных иконописцев нашлись такие, чьими работами будут восхищаться через столетие так же, как мы сегодня восхищаемся творениями В. М. Васнецова.
Religo.ru