Неизвестный Васнецов

«Картины эти – предмет бесконечного удивления…» – именно с этих слов начинается выставка «Неизвестный Васнецов» в Музее истории религии в Санкт-Петербург, посвященная картинам замечательного русского художника В.М.Васнецова (1848-1926), написанным для церкви св. Георгия Победоносца в г. Гусь-Хрустальный.

Эта выставка интересна и тем, что она заканчивает цикл лекций и выставок, устроенных в честь 75-летия музея.

Автопортрет(1913 г.)Автопортрет (1913 г.)

Под звуки  клиросного хора Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря нашему взору предстают четыре грандиозные по своему масштабу полотна: «Голгофа» (Москва, 1905 г.), «Сошествие во ад» (Москва, 1905 г.), «Евхаристия» (Москва, 1906 г.) и «О тебе радуется» (Москва, 1902г.). Помимо этих работ в экспозиции выставки представлены картины, хранящихся в коллекции самого Музее истории религии. Это графическая работа «Христос в пустыне» (Санкт-Петербург, 1869 г.), эскиз к картине «Битва на Куликовом поле» (1915г.),  картина «Святой Алексей Митрополит Московский» (1909 г),   эскиз росписи Владимирского собора в Киеве «Всадник Апокалипсиса» (Киев,  1887 г.). Все работы поражают своим размахом и внутренней духовным напряжением.  Можно предположить,   насколько еще более величественно они,  должно быть, смотрелись в стенах самой  церкви св.  Георгия.

История этой церкви примечательна и стоит описания. Ее строительство было заказано в 1890 году известным в то время владельцем Гусевской хрустальной фабрики и меценатом Ю.С. Нечаевым-Мальцевым. По проекту, осуществление которого было поручено архитектору Л. Н. Бенуа, церковь должна была быть построена на территории усадьбы и иметь форму базилики в псевдорусском стиле. В разработке плана церкви приняли участия В.А. Покровский и З.Я. Леви , а также В.М.Васнецов. Именно он занимался  росписью алтарной части, составлением иконостаса и разработкой всего внутреннего убранства храма.

Георгиевский собор. 1904 г.

В результате за почти пять лет архитекторам и художникам  удалось создать прекрасно спроектированный и богато декорированный храм, представляющий собой один из лучших примеров синтеза традиций западноевропейской и русской архитектуры. Церковь являла собой  базилику с двумя приделами – в честь Иоанна Богослова и св. мученицы Софьи. Здание было обрамлено аркатурным поясом и облицовано красным и белым кирпичом, привезенным из г. Гжель. С западной стороны  фасад церкви венчала  шатровая колокольня, а с восточной  – три луковичных купола. В убранстве церкви были использованы самые различные виды прикладного искусства (мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись) и элементы декоративного древнерусского зодчества,  характерные для XVII века. Творение рук Л.Бенуа, В. Васнецова и их помощников было высоко оценено современниками.

Виктор Михайлович Васнецов с большой радостью принял участие в оформлении Георгиевской церкви. Специально для создания мозаики и трех панно в Историческом музее был создан павильон, где  художник работал в течение шести лет. Первой работой, сделанной для церкви, была мозаика «О тебе радуется». Набранная в Санкт-Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых, она была величиной в 10×18 метров. Для лучшего освещения именно этого панно Л.Бенуа сделал окно над алтарной частью, где и была установлена мозаика. За ней последовали картина «Голгофа»,  предназначенная для левого придела, «Сошествие во ад» –  для правого придела,  и «Евхаристия», помещенная в апсиде алтаря.

«Сошествие во ад» (Москва, 1905 г)

Интересно отметить, что картина «Страшный суд», также предназначавшаяся для Георгиевской церкви, в начале была выставлена в 1904 году в самом Историческом музее, а вслед за этим эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Уже тогда критики благосклонно отнеслись к затее Ю. С. Мальцева. Так, известный критик искусств П.П. Гнедич в журнале «Художественные сокровища России» за 1905 год  писал: «Впечатление ошеломляющее… Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное – наши старые, московского письма, иконы… Я думаю, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцева, для которой писал эту икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников… Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда». А известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».

И действительно, хотя  многие воспринимают Васнецова как, в первую очередь, художника русских былин и сказок, не надо забывать о том , что его творчество  были тесно переплетено  с религиозной жизнью. В своих произведениях  Васнецов ставил главной задачей воплощение национального духа, православной культуры и русских традиций. Начиная с работ для  церкви во имя Спаса Нерукотворного в Абрамцево,  с создания образов для русской церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте и  собора Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве и заканчивая  росписью  главного нефа Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался выразить не только  эстетические, но и  религиозные, этические идеалы  своего времени.

«Всадник Апокалипсиса» (Киев. 1887 г.)

В 1924 г. церковь св. Георгия была преобразована  во Дворец труда им. Троцкого. Здесь разместили кинозал, библиотеку и театр, а  позже –  музыкальную школу и  цех по разливу безалкогольных напитков в цокольном помещении. Все картины мастера были отправлены на хранение во Владимирский губернский музей, и  на целое десятилетие о них забыли. Затем четыре картины В. М. Васнецова в 1935 году были переданы Центральному Анти-религиозному Музею в Москве. И только в 1940-х гг. вместе с другими экспонатами ЦАМа полотна Васнецова поступили в Музей истории религии, где они были тщательно отреставрированы. И вот в конце первого десятилетия ХХI века  творения художника предстали  перед нашим взором во всей своей величественной красе и  одухотворенности,  пронизанные глубоким чувством веры.

мозаичное пано «О тебе радуется» (Москва.1902г.)

Сегодня активно идут  процессы не только реставрации старых картин и древних храмов, но  создания новых произведений религиозного искусства и архитектуры. В связи с этим появляются все больше и больше  художников- специалистов в иконописном деле. Однако большинство из них ориентируются на лучшие образцы религиозного искусства второй четверти XIX века – будь то храм  Христа Спасителя, спроектированный архитектором К. Тоном, или росписи в церквях того времени. Безусловно, этот факт нельзя ставить в упрек современному религиозному искусству. Однако хотелось бы, чтобы  среди современных иконописцев нашлись такие, чьими  работами будут восхищаться через столетие так же, как мы сегодня восхищаемся творениями В. М. Васнецова.

Religo.ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе