2 июля 2010 ● Валентин Дьяконов
Валентин Дьяконов о биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?"
Список выставок биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" растет год от года. В июле молодежь проникнет, кажется, во все обжитые и необжитые уголки выставочных пространств города. Сила убеждения кураторов такова, что галеристы и музейщики даже не просят денег за постой, и Москва превращается в сеть хостелов молодого искусства, в которой все равны, и Царицынский парк, и Московский музей современного искусства, и даже "Автовилль".
"Стой! Кто идет?" придумали в Государственном центре современного искусства, и главным куратором работает сотрудница этого заведения Дарья Пыркина. Первый раз молодежь выступила в 2006 году без особого успеха, но за два года уровень выставок сильно вырос, и прошедшую в рамках биеннале-2008 на "Винзаводе" экспозицию "Яблоки падают одновременно в разных садах" (куратор — Анна Зайцева) многие зрители и критики сочли проектом года. На этот раз у биеннале появился союзник в лице Франции. В программе "Стой! Кто идет?" немало совместных и персональных французских выставок. Основной проект биеннале — "Виз-а-ви / Vis-a-Vis" — сталкивает французов и русских, способных к культурному диалогу, в пространстве ГЦСИ. Центр уже опробовал подобную технологию в прошлогоднем русско-немецком проекте "Пространство места". Получилось интересно, на этот раз должно выйти не хуже. Stella Art Foundation показывает музыкальную инсталляцию 27-летнего Жульена Гроссмана под странным названием "Kokin (...) Slendro", в которой музыкальные системы разных частей света демонстрируются вместе с минималистическими скульптурами. Наконец, из Франции приезжает и самый молодежный по форме и сути проект биеннале "Улицы без границы": в режиме реального времени самые знаменитые стрит-артисты Парижа будут работать с российской фактурой. Кроме Франции национальные представительства есть у Италии (выставка "Внимание! Пересечение границы!" на "Винзаводе") и у Индии ("Tradition in transition" в Царицыно). Оба проекта интересны, особенно индийский: эта страна стала последним увлечением докризисного арт-рынка после Китая и Африки.