Новые скучные

Валентин Дьяконов о биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?"

Список выставок биеннале молодого искусства "Стой! Кто идет?" растет год от года. В июле молодежь проникнет, кажется, во все обжитые и необжитые уголки выставочных пространств города. Сила убеждения кураторов такова, что галеристы и музейщики даже не просят денег за постой, и Москва превращается в сеть хостелов молодого искусства, в которой все равны, и Царицынский парк, и Московский музей современного искусства, и даже "Автовилль". 

"Стой! Кто идет?" придумали в Государственном центре современного искусства, и главным куратором работает сотрудница этого заведения Дарья Пыркина. Первый раз молодежь выступила в 2006 году без особого успеха, но за два года уровень выставок сильно вырос, и прошедшую в рамках биеннале-2008 на "Винзаводе" экспозицию "Яблоки падают одновременно в разных садах" (куратор — Анна Зайцева) многие зрители и критики сочли проектом года. На этот раз у биеннале появился союзник в лице Франции. В программе "Стой! Кто идет?" немало совместных и персональных французских выставок. Основной проект биеннале — "Виз-а-ви / Vis-a-Vis" — сталкивает французов и русских, способных к культурному диалогу, в пространстве ГЦСИ. Центр уже опробовал подобную технологию в прошлогоднем русско-немецком проекте "Пространство места". Получилось интересно, на этот раз должно выйти не хуже. Stella Art Foundation показывает музыкальную инсталляцию 27-летнего Жульена Гроссмана под странным названием "Kokin (...) Slendro", в которой музыкальные системы разных частей света демонстрируются вместе с минималистическими скульптурами. Наконец, из Франции приезжает и самый молодежный по форме и сути проект биеннале "Улицы без границы": в режиме реального времени самые знаменитые стрит-артисты Парижа будут работать с российской фактурой. Кроме Франции национальные представительства есть у Италии (выставка "Внимание! Пересечение границы!" на "Винзаводе") и у Индии ("Tradition in transition" в Царицыно). Оба проекта интересны, особенно индийский: эта страна стала последним увлечением докризисного арт-рынка после Китая и Африки. 


Если же сосредоточиться на российских проектах, то здесь можно выделить три основные группы. Одно из самых сильных и необычных направлений в новом искусстве представляют художники, которых можно назвать новыми скучными. Это мальчики и девочки, избравшие путь максимальной адаптации к мировым настроениям. Их произведения напоминают продукцию самых высоколобых арт-школ Европы и США, и неспроста: многие из них успели поучиться за рубежом. В принципе русское искусство последних лет не отличается каким-то особым национальным своеобразием, но у "новых скучных" похожесть на западные образцы возведена в принцип. Идеологически они против гламура и искусства как товара, стилистически близки заокеанскому концептуализму 1970-х. Рулевым этого направления можно считать 27-летнего Арсения Жиляева, на "Стой! Кто идет?" он курирует одну выставку ("Редкие виды" в PROEKT_FABRIKA) и участвует еще в пяти. Посмотреть на "новых скучных" можно на выставках с самыми веселыми и поэтичными названиями: "Интимный капитал" в ArtRaum, "Чудеса безделья" в ММСИ, "Введение в призрачность" в М'АРСе и многих других. 

В прямо противоположную сторону двигаются выпускники и студенты кондовых художественных вузов, желающие быть современными, не теряя при этом ремесленные навыки. Сильный ансамбль таких художников сложился в Петербурге в так называемом сквоте непокоренных. Жители сквота будут представлены на выставке "Герои нашего времени" в Открытой галерее, и название проекта говорит само за себя: в русском искусстве давно уже никто не пытался создать образ современника. Москва ответит выставкой "Строгановка. Расширяя границы", которая пройдет прямо в титульном учебном заведении. 

Конечно, есть и самородки. Они двигаются наперерез тенденциям, тем и интересны. Лауреат премий "Инновация" и "Соратник" Андрей Кузькин участвует в четырех выставках биеннале, и наверняка с чем-то шаманским, как всегда. Видеохудожник Алекс Булдаков с помощью коллег исследует феномен ошибки в искусстве ("Проверка на прочность" в галерее XL). В параллельной программе откроется выставка Романа Минина "История красивой мании" (галерея "Волга"). Минин возрождает стиль "левого МОСХа" на брутальном социополитическом материале родного Донбасса с его нищетой и коррупцией. Выглядит это крайне интересно. Как и многое другое на биеннале, главная задача которой — открыть нам что-нибудь необыкновенное.

Валентин Дьяконов

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе