Ольга Свиблова: «Культура — это мягкая дипломатия»

Директор Мультимедиа Арт Музея — об итогах «Фотобиеннале-2016», столетних деревьях и молодых художниках.
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев


Московский Мультимедиа Арт Музей даже в летнее время не прекращает активной выставочной работы: пять экспозиций в Москве и шесть в регионах демонстрируют различные направления и стили фотографии. Некоторые из действующих выставок были представлены в рамках «Фотобиеннале-2016», ставшей одним из самых масштабных культурных событий года. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова ответила на вопросы корреспондента «Известий».


— «Фотобиеннале-2016» позади, хотя некоторые выставки еще доступны зрителю. Можете оценить, как прошел проект в целом?

— Известно, что трудно начинать, но еще сложнее — продолжать. Я боялась, как ребенок перед экзаменом, и для этого были все основания. Нам пришлось на ходу переделать всю логистику биеннале, потому что мы рассчитывали въехать в центральный выставочный зал Манежа 17 марта, а 20 января мы получили известие, что в Москве состоится Культурный форум и нам надо выезжать с этой площадки ровно 17 марта. 

Было очень страшно и очень трудно. Но нам удалось. И если смотреть на всю программу, то сегодня, когда все страхи уже позади, я могу сказать — всё получилось так, как было задумано. И даже лучше. Например, я не знала, как будет выглядеть выставка Сюнсукэ Франсуа Нандзе «Лес забвения». Мы обсудили это на словах во время моей четырехдневной поездки в Японию, но саму инсталляцию художник создавал в Москве, в наших ателье.

— И как вам результат?

— Получилось гениально! История о тайне, в основе которой — произведение японской классической литературы. В центре повествования — лес. Никто не знает, сколько людей исчезло в этом лесу и почему. Сюнсукэ удалось сделать безумно чувственную инсталляцию невероятной красоты, которая еще и мультимедийна по своей природе. Вспыхивающий стробоскопический свет направлялся звуком. А звук шел от пластинки, сделанной из суперпрочного дерева, спиленного в этом лесу. Дереву больше ста лет. Иголка проигрывателя двигалась по его годовым кольцам. Абсолютная магия!

— Японское искусство вообще стало заметным акцентом «Фотобиеннале-2016». Почему вы решили показать именно Японию и выбрали именно этих мастеров?


Работа японского фотографа Хироси Сугимото
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников


— Показать Хироси Сугимото я мечтала двадцать лет. Он суперзвезда, поэтому его было так трудно привезти к нам. Но за исключением творчества этого художника японская фотография мало известна в мире. И мы решили исправить этот пробел. Из нашей собственной коллекции выставили фотографию 1870–1880-х годов, сопроводив ее хайку и хокку авторства Андрея Черкасенко.

Далее мы показали японский модернизм в лице Осаму Сиихара, и это оказалась первая его большая музейная выставка. Я впервые увидела его работы 18 лет назад, а уже сейчас нашла в Париже фонд, которым управляет его сын. Нам быстро дали материал, и мы эту экспозицию сделали. Теперь она поехала в Японию, в музей модерна. То, что японцы берут выставку своего художника, сделанную нами, — это наша гордость. Мы открыли многих фотографов и для себя, и для других стран.

— Сложная внешнеполитическая ситуация не помешала делать интернациональный проект?

— Отношения между государствами бывают сложными, но культурный мост всегда дает возможность продолжать диалог. Поэтому так важно, что биеннале — международный проект. Культура — мягкая дипломатия. Например, ситуация с Турцией хотя и налаживается, но всё равно непростая. Тем более мы должны крепить культурные связи. И вот мы сделали выставку турецкого фотографа Юсуфа Севинчли, и это оказалась самая крупная выставка, которую он когда-либо имел. Да и успех у публики был огромный.

— Как на фоне иностранных коллег выглядят наши фотохудожники? Вы их показываете ничуть не меньше. В частности, сейчас в Мультимедиа Арт Музее демонстрируется выставка к 10-летию Школы Родченко, а в Екатеринбурге вы показываете работы новокузнецкой школы фотографии.

— Главный фокус биеннале, конечно, на развитии русского искусства. Надо показывать наше, иначе никто не покажет. К нам приезжает зарубежная пресса — ее, конечно, интересует то, что делают русские художники. И потом иностранные журналисты в восторге пишут, что наше биеннале — лучшее в мире и уставшие европейские институции должны смотреть на нас и учиться.

В лучшем зале музея прошла выставка Жени Гранильщикова — выпускника нашей Школы Родченко. А у Саши Веревкина одновременно были выставлены два проекта. Мы не забываем и об истории отечественной фотографии — здесь тоже немало белых пятен. Показали гениальную новокузнецкую школу — Владимира Соколаева, Владимира Воробьева и Николая Бахарева. И это стало открытием гуманистической фотографии в России — они художники не меньшего уровня, чем Анри Картье-Брессон или Марк Рибу. И если Бахарев уже был номинирован на все крупнейшие премии, а его работы находятся в главных музеях мира, то Соколаев и Воробьев — чистое открытие.

Невероятный зрительский успех имела и выставка архива Михаила Смодора «Уездный город Галич» — ее посмотрело примерно 217 тыс. человек. Это, конечно, новая страница и в истории русской фотографии, и в истории России в фотографии. Людям важно было увидеть жизнь своей страны, сконцентрированную внутри небольшого города, понять, как развивалась русская действительность в невероятно динамичное время — с 1918 по 1936 год. 

И больше всего здесь интересна не материальная культура, хотя она была фантастически интересной в российских городах, а то, как изменялись лица. Выражение лиц на индивидуальных и групповых портретах очень четко показывает, как меняются эпохи.

— Сегодня тоже непростое время. Насколько сейчас людям нужно искусство?

— Культура особенно важна во время кризиса. В нашем музее повысилась посещаемость. Люди находятся в тревоге (не только у нас — во всем мире), и в момент, когда приходят в музей, получают, во-первых, витальную энергию, а во-вторых — возможность спокойно подумать над вопросами, которые волнуют нас всех.
Автор
Сергей Уваров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе